Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 19.03.2024
Рационально-эмотивная терапия Эллиса
Синонимы
РЭТ, РЭПТ, РЭБТ, Рационально-эмотивная психотерапия, А.Эллис, Рационально-эмотивная поведенческая психотерапия, Рационально-эмоционально-бихевеоральная психотерапия, АВС-теория, Rational-emotive behavior therapy, Rational-emotive therapy.
Структура направлений
Когнитивная психотерапия →  Рационально-эмотивная терапия Эллиса.

Основоположником рационально-эмотивной психотерапииявляется Альберт Эллис. Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г., Эллис назвал рациональной терапией, но уже в 1961 г. переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остается рационально-эмиотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут бытьнеадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаемВ. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения илиустановки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру"; "Он должен быть любезным по отношению ко мне" и т.п.
  2. "Ужасающиеся" суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
  3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
  4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя".

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей,которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идет не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их еще раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять свое эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.