Ведущие виды деятельности ребенка - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Ведущие виды деятельности ребенка

Ведущие виды деятельности ребенка

Процесс овладения ребенком многообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, однако он зависит не только от желания взрослого, поскольку ребенок может усвоить далеко не все действия и усваивает их не в любом порядке. Сначала ему дается проще, потом более сложные действия, поэтому доступен ей уровень их сложности всегда ограничен предыдущими достижениями.

Каждое новое действие должно соответствовать потребностям и интересам ребенка, быть включенным в привлекательную для нее деятельность.

Это будет стимулировать настрой ребенка и заинтересовывать его к изучению.

Дошкольники, как известно, значительно лучше и легче усваивают новые действия в процессе игры, чем при других обстоятельствах. В одном исследовании они могли непростая задача - длительное время удерживать одну и ту же позу. Осознавая важность и содержание задания, стараясь выполнить его, дети все же не смогли этого сделать. И когда та задача включили в игру (ребенок выполнял роль часового и должна была неподвижно стоять на страже), этот приказ гораздо лучше.

В течение первых семи лет жизни ребенок постепенно усваивает несколько видов деятельности, каждый из которых делает неодинаковый вклад в психическое развитие. Это обусловлено тем, что в каждом возрасте один из видов деятельности является основным, ведущим для психического развития ребенка. Идея ведущей деятельности является одним из важнейших достижений психологической науки.

Ведущая деятельность - деятельность, которая на определенном возрастном этапе обусловливает основные, самые важные изменения в психике ребенка.

Ведущей деятельностью мы называем не просто деятельность, которую зачастую выполняют на определенной ступени развития, - утверждает А. Леонтьев. - Игра, например, совсем не отнимает времени у ребенка. В среднем ребенок дошкольного возраста играет не более 3-4 часов в день. Выходит, дело не в месте, которое занимает этот процесс. Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.). От нее зависят основные психологические изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе. Поэтому ведущим видом деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше всего занимается ребенок, а тот, который обуславливает основные, важнейшие изменения в его психике. Основными видами деятельности в дошкольном детстве является общение, предметная деятельность и игра.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает к овладению ею простейшими действиями с предметами. Младенец еще не понимает слов, поведения взрослого, но радуется ему, готово долго смотреть на него, откликаться на слова, улыбку.

Предметы в это время привлекают внимание ребенка не сами по себе, а за побуждением взрослого (когда взрослый показывает их, вкладывает в руку ребенка).
В раннем возрасте интерес к взрослым переносится и на предметы, вследствие чего ребенок приобщается к предметной деятельности.

Овладевая использованием предметов, ребенок становится более самостоятельным, приобретает способность подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя (требовать внимания, похвалы).

Следующим этапом развития является переход к ролевой игре.Ребенок стремится быть таким, как взрослый, выполнять его роль, распоряжаться вещами и событиями, как он.

Все это она делает, заменяя настоящие вещи игрушками, настоящие действия - мнимыми.
Потребности и интересы ребенка все время связаны с взрослыми людьми. С развитием ее возможностей эта связь приобретает новые формы, появляются новые потребности, которые служат основой для возникновения новых видов ведущей деятельности.
Усвоения новых действий повышает возможности ребенка и становится предпосылкой для возникновения новых видов деятельности. Однако происходит это не автоматически. Например, можно научить ребенка выполнять определенные действия с игрушками, но они не обеспечат возникновения ролевой игры, если у ребенка не будет интереса к явлениям взрослой жизни, стремление в доступной для него форме выполнять функции взрослого человека (мамы, папы, няни, шофера).

Переход к новой ведущей деятельности зависит от условий жизни ребенка, а не только от того, чего его учат взрослые. В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирование важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности. Однако деятельность ребенка не исчерпывается ведущими ее видами. Одновременно появляются и развиваются другие виды деятельности, которые по-своему влияют на психическое развитие ребенка.

Влияние общества на развитие личности ребенка происходит по-разному, однако всегда - через ее деятельность.
От трех до семи лет ребенок овладевает не только игрой, но и продуктивными видами деятельности - рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием, начинает выполнять различные учебные и трудовые задания. Учебой и трудом как особым, самостоятельным видом деятельности дошкольник еще не занимается, это его ждет в будущем.

Каждый вид деятельности способствует усвоению действий, образованию психических качеств, необходимых для его выполнения и развития личности. Например, игра очень важна для развития мышления, воображения детей, усвоение ими норм поведения, установление отношений с другими детьми, однако она не создает специальных условий для развития восприятия. Такими возможностями обладают рисование, конструирование. Ведь качественно нарисовать предмет, воспроизвести сложный образец можно только на основе достаточно полного и точного ознакомления с его особенностями. Этим обусловлена важность рисования и конструирования в развитии детского восприятия.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 436 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz