Главная » Статьи » Детская психология |
Ведущие виды деятельности ребенка Процесс овладения ребенком многообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, однако он зависит не только от желания взрослого, поскольку ребенок может усвоить далеко не все действия и усваивает их не в любом порядке. Сначала ему дается проще, потом более сложные действия, поэтому доступен ей уровень их сложности всегда ограничен предыдущими достижениями. Каждое новое действие должно соответствовать потребностям и интересам ребенка, быть включенным в привлекательную для нее деятельность. Это будет стимулировать настрой ребенка и заинтересовывать его к изучению. Дошкольники, как известно, значительно лучше и легче усваивают новые действия в процессе игры, чем при других обстоятельствах. В одном исследовании они могли непростая задача - длительное время удерживать одну и ту же позу. Осознавая важность и содержание задания, стараясь выполнить его, дети все же не смогли этого сделать. И когда та задача включили в игру (ребенок выполнял роль часового и должна была неподвижно стоять на страже), этот приказ гораздо лучше. Ведущая деятельность - деятельность, которая на определенном возрастном этапе обусловливает основные, самые важные изменения в психике ребенка. Ведущей деятельностью мы называем не просто деятельность, которую зачастую выполняют на определенной ступени развития, - утверждает А. Леонтьев. - Игра, например, совсем не отнимает времени у ребенка. В среднем ребенок дошкольного возраста играет не более 3-4 часов в день. Выходит, дело не в месте, которое занимает этот процесс. Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает к овладению ею простейшими действиями с предметами. Младенец еще не понимает слов, поведения взрослого, но радуется ему, готово долго смотреть на него, откликаться на слова, улыбку. Предметы в это время привлекают внимание ребенка не сами по себе, а за побуждением взрослого (когда взрослый показывает их, вкладывает в руку ребенка). Овладевая использованием предметов, ребенок становится более самостоятельным, приобретает способность подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя (требовать внимания, похвалы). Следующим этапом развития является переход к ролевой игре.Ребенок стремится быть таким, как взрослый, выполнять его роль, распоряжаться вещами и событиями, как он. Все это она делает, заменяя настоящие вещи игрушками, настоящие действия - мнимыми. Переход к новой ведущей деятельности зависит от условий жизни ребенка, а не только от того, чего его учат взрослые. В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирование важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности. Однако деятельность ребенка не исчерпывается ведущими ее видами. Одновременно появляются и развиваются другие виды деятельности, которые по-своему влияют на психическое развитие ребенка. Влияние общества на развитие личности ребенка происходит по-разному, однако всегда - через ее деятельность. Каждый вид деятельности способствует усвоению действий, образованию психических качеств, необходимых для его выполнения и развития личности. Например, игра очень важна для развития мышления, воображения детей, усвоение ими норм поведения, установление отношений с другими детьми, однако она не создает специальных условий для развития восприятия. Такими возможностями обладают рисование, конструирование. Ведь качественно нарисовать предмет, воспроизвести сложный образец можно только на основе достаточно полного и точного ознакомления с его особенностями. Этим обусловлена важность рисования и конструирования в развитии детского восприятия. | |
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |