Главная » Статьи » Военная психология |
В категории материалов: 10 Показано материалов: 1-10 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Возникновение и развитие военной психологии Военная психология как отрасль психологической науки развивалась и развивается с учетом конкретных особенностей военной деятельности, которая имеет экстремальный характер. Развитию военной психологии присущи те же тенденции развития и становления, и общей психологии в нашей стране. |
Четыре периода развития и становления отечественной военной психологии. В годы Великой Отечественной войны постепенно возрождалась военная психология после ее кризиса в 1930-е pp. Главное внимание психологов были направлены на решение практических проблем военного времени. С этой целью начали рассматривать проблему психологической подготовки войск во время войны. Поскольку профессиональных военных психологов еще не было, этими проблемами занимались гражданские ученые-психологи. Например, Борис Теплов решал проблемы маскировки войск и написал книгу «Ум полководца», научная школа Дмитрия Узнадзе также работала над проблемами военной психологии. |
Современная психология - это разветвленная система научных дисциплин, изучающих различные сферы практической деятельности человека. Сейчас их насчитывается около 50. По содержанию это самостоятельные науки, но все они основываются на общей психологии, которая изучает закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Среди задач общей психологии главными являются разработка методологических основ выяснения природы различных психических явлений. |
Структура личности является целостным образованием, совокупностью социальнозначимых психических свойств, отношений и действий индивида, которых приобретено в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как социального субъекта действия и общения. Поэтому при определении психологической структуры личности следует постоянно иметь в виду, что личность - это саморегулирующаяся динамическая развивающие-функциональная система. |
Психология воинского коллектива не менее сложная, чем психология личности воина и как объект воздействия офицера. Высокий уровень развития коллективной психологии сплачивает военное подразделение, усиливает его возможности, помогает эффективно решать боевые задачи. Но случается, что в военном подразделении царят негативные настроения и неуставные отношения. Ложный коллектив, круговая порука, наличие негативных лидеров - все это приводит к потерям положительных черт воинского коллектива в подразделениях и резко ухудшает его боевые возможности. Поэтому офицер должен стремиться изучать психологию воинского коллектива и, воздействуя на него средствами воспитательной работы, создать здоровую морально-психологическую атмосферу как залог успешной службы, боевой учебы и боевой деятельности военнослужащих. |
Психология личности военнослужащего В психологической науке не существует обще устоявшегося определения природы личности. Выделяют два этапа научного изучения проблемы личности: первый - с конца XIX до середины XX века, второй начался во второй половине XX в. На первом этапе были сформулированы фундаментальные положения о личности, заложены основные направления психологических исследований личности, а на втором - продолжение обоснования методологических и теоретических проблем психологии личности. |
Каждому активному военному труду присущи процесс обдуманного проектирование своих действий и развитие личности в военной деятельности - их частичных результатов, оценка достигнутого, сопоставление их с поставленной целью. Далее, во время общения и взаимодействия с сослуживцами, члены военного коллектива обмениваются мнениями, сравнивают свои наставления и позиции с установками и позициями сослуживцев. Такой труд хорошо влияет на развитие интеллекта и прежде познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, речи, памяти, мышления и тому подобное. |
С накоплением опыта службы растет и сфера деятельности воина, способствует развитию его психических функций и возможностей их организации, связанных с психическими состояниями. Офицеру следует учитывать, что психическое состояние напрямую влияет на динамику психических процессов, на проявление свойств личности, эффективность ее служебной деятельности. Он характеризует временную динамику психической деятельности военнослужащего. |
Ведущими компонентами структуры личности выступают психические свойства (направленность, характер, способности, темперамент). На основе психических свойств, проявляющихся в единстве и взаимодействии с другими компонентами психики воина, формируются основные качества личности военнослужащего. Совокупность этих ведущих качеств составляет содержание личности и определяет ее индивидуальность. Психические свойства - это индивидуально-психические особенности, позволяющие различать воинов, знать их поступки и мотивы деятельности. |
Изменяя себя как субъект военно-педагогического процесса, военнослужащий меняет условия и обстоятельства собственной жизнедеятельности и развития. Поэтому самосовершенствования является высшей формой развития личности, ее духовного самодвижения. |