Дошкольное образование - целостный процесс, направленный па всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальных, психических и физических особенностей, культурных потребностей формирование ребенка дошкольного возраста моральных норм, приобретение им жизненного социального опыта. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками: 1) использование ведущих теоретических положений и обобщающих выводов других наук, например, философии, идеи которой выполняют методологическую роль в изучении педагогических явлений; 2) творческое заимствование методов исследований других наук, в частности, психологии, которая помогает построить систему эксперимента, наблюдение за поведением и деятельностью детей; 3) использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук; 4) участие в комплексных исследованиях человека. Дошкольная педагогика - это наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до школы. Задача дошкольной педагогики: • обоснование парадигм педагогической теории и практики, среди которых главное место занимает гуманистическая, направленная на личностное развитие каждого ребенка; • выявление закономерностей обучения и воспитания ребенка к школьному возрасту; • исследование особенностей развития ребенка в процессе обучения и воспитания. Источники дошкольной педагогики как науки: • этнопедагогика; • идеи выдающихся педагогов прошлого; • экспериментальные исследования проблем развития и воспитания; • передовой педагогический опыт; • данные смежных наук. Этнопедагогика - наука об опыте народа в воспитании подрастающих поколений. Компоненты этнопедагогики (по Н. И. Стельмахович): • народная фамилистика - знания и опыт строительства сильной и здоровой семьи; Актуальные проблемы дошкольной педагогики: • разработка основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в детском саду в новых условиях; • изучение путей осуществления личности и ориентированность подхода в воспитании; • изучение особенностей развития духовности ребенка как доминирующего начала в структуре личности; • определение научных основ работы с одаренными детьми; • исследование педагогических условий полноценного физического и психического развития ребенка в дошкольные годы. Основные пути реформирования дошкольного образования и психология образования: 1) комплексное изучение проблем семейного и общественного воспитания в современных социальных условиях; 2) установление возрастных нормативов физического, психического и духовного развития детей; 3) создание организационно-методической службы семьи, оптимальных научно-методических условий деятельности дошкольных учреждений разных типов; 4) обновление содержания, форм и методов воспитания и развития детей. Педагогическое исследование - это процесс научного определения актуальной педагогической проблемы, ее изучение и анализ результатов.
Содержание педагогического исследования - творческий целенаправленный поиск путей совершенствования воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Методология педагогического исследования - определяющие положение о цели, структуру, функции и методы научно-педагогического исследования. Требует объективного рассмотрения педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи. Логика педагогического исследования - содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Главные критерии эффективности научно-педагогического исследования: - Получение нового научного результата; - Обогащение теоретического знания, которое может способствовать процессу воспитания и обучения детей. Уровни педагогического исследования: • Теоретико-методологический - направлен на анализ существующих педагогических теорий и создания новых. • Теоретический и методический уровне обеспечивают решение теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей. • Историко-педагогическое исследование имеет целью изучение конкретных проблем истории педагогики, его эффективность обусловлена не только новизной выявленных исследователем данных, но и их прогностическим значением для развития науки и практики. Концепция - система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска. Мониторинг - система контроля, отслеживания за процессом и результатами исследования. Включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы. Принципы методологические (лат. - основа, первоначало) - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы должны быть обоснованными, носить обобщающий характер и быть обязательными для исполнения. Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют: • системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений; • комплексный подход - рассмотрение группы явлений в совокупности; • целостный подход - обеспечивает целостность объекта; • личный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательного субъекта собственного развития и субъекта воспитательного взаимодействия; • деятельностный подход - заключается в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, опосредования межличностных отношений; • исторический подход - ориентирует на изучение конкретно исторической генезиса и развития объекта исследования
Источник: http://mypsiholog.com |