Структура и логика научно-педагогического исследования - Дошкольная педагогика практикум - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Структура и логика научно-педагогического исследования

Структура и логика научно-педагогического исследования
1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач
2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода
3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем.
4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется.
5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.
6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий.
7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

Методы педагогического исследования - это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-педагогических проблем.

Классификация методов педагогического исследования:

По цели исследования
Теоретические методы:
• сравнительно-исторический анализ;
• методы моделирования;
• методы причинно следственного анализа.

Практические методы:
• Изучение реального педагогического процесса в естественных условиях с помощью наблюдения;
• беседа;
• анкетирование;
• анализ документов;
• изучение педагогического процесса в изменившихся условиях при проведении эксперимента.
По источникам получения информации
• Методы изучения теоретических источников;
• Методы анализа реального педагогического процесса.

По способам обработки и анализа данных исследования
• Методы анализа;
• Методы количественной обработки материала.

Педагогическое наблюдение - наиболее непосредственный способ получения опытных данных, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта.
Виды наблюдений:
• непосредственное - наблюдение, которое проводит исследователь;
• опосредованное - дополняется данными наблюдений других лиц, работающих по программе исследователя;
• непрерывное - наблюдение, в котором педагогическое явление отражается в завершенном виде, в развитии от начала до конца;
• дискретное (прерывное) - наблюдение, в котором предметом исследования является достаточно длительный процесс и исследователь обращается к наблюдению неоднократно.

Педагогический эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт)-исследовательский метод комплексного характера, суть которого заключается в том, что исследуемое явление ставится в определенные условия, специальные ситуации.

Разновидности эксперимента:
• естественный - эксперимент, который осуществляется в рамках реального педагогического процесса;
• лабораторный - эксперимент, для которого создаются специальные условия выявления и формирования желательных явлений;
• кратковременный;
• длительный;
• констатирующий (проявляя);
• формирующий (превращает исследуемое явление);
• контрольный.

Метод вопросов - базируется на целенаправленном получении информации путем устного или письменного опроса и реализуется в формах беседы, интервью и анкетирования.
Беседа - метод получения информации посредством словесного общения.
Интервью (англ. interview - встреча, беседа) - метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. Предусматривает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения респондента.
Анкетный опрос - метод педагогического исследования, с помощью анкет обнаруживает точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
Анкета - упорядоченный по содержанию и форме набор задач, подготовленных в виде опросного листа.

Виды вопросов:
- Прямые - требуют простого ответа;
- Косвенные - когда требуется согласие опрашиваемого на постановку определенного вопросы;
- Открытые - когда не ограничивается способ ответа на вопросы в
свободной анкете, которая применяется для ориентирования в умах людей;
- Закрытые - ограничивают заранее определенным числом вариантов ответов, один из которых должен выбрать респондент.

Метод рейтинга - оценка тех или иных сторон педагогических явлений компетентными лицами.
Метод независимых характеристик, или педагогического консилиума - получение информации о ребенке из различных источников (от двух воспитателей, помощников воспитателя, заведующего детского сада, матери, отца, бабушки и др.).

Изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, аппликаций, лепки, записей творческих рассказов и т.п.) - метод, используемый в изучении индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, отношения к продуктивных видов деятельности.

Социометрические методы - используются для анализа взаимоотношений в коллективе на основе опроса или наблюдения за поведением детей.

Тестирование (лат. test - испытание) - метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Математические методы - применяются в педагогическом исследовании для количественного анализа полученного материала и обработки данных эксперимента.

Метод моделирования (франц. modele - образец) - имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, в которых воспроизведены принципы организации и работы этой системы.
Внедрение результатов научных исследований в практику - целенаправленный процесс, который обеспечивает организацию деятельности на основе закономерностей, выводов и рекомендаций.

Структура процесса внедрения научного исследования в практику:
• цель (целенаправленное преобразование существующей практики в желаемую);
• средства осуществления (виды деятельности: научные и методические семинары, лекции, показ авторских методов и форм работы и т.д.);
• результаты внедрения (определяются успехами развития ребенка благодаря изменениям, внесенным в учебно-воспитательный процесс).

Этапы внедрения идеи в практику:
1) начальный - наличие общих методических основ воспитания и обучения и предложений;
2) главный - создание на основе ранее полученных выводов материалов, определяющих деятельность педагога: программ, пособий и др.;
3) заключительный - разработка документов, отражающих общие основы воспитания и обучения и отдельные методические положения и вместе с тем учитывают нормативные требования к деятельности педагога.

Педагогические инновации - процессы создания, освоения, использования и распространения нового в области обучения и воспитания.
Новое в педагогике - не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались либо еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования (В. Загвязинський).
Педагог-новатор - автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор педагогических новаций и нововведений.

Уровни новизны в педагогике:
• абсолютная (принципиально неизвестное новация, отсутствие аналогов и прототипов);
• относительная (частичная, условная, местные);
• псевдоновизна (стремление сделать не столько лучше, сколько иначе);
• изобретательские мелочи.
Передовой педагогический опыт - опыт, опирающийся на педагогические новации и инновации и позволяет получать результаты, соответствующие современным требованиям и являются оптимальными для конкретных условий.

Главные критерии передового педагогического опыта:
• актуальность (определяется соответствием опыта к важнейшим проблемам, существующим в обучении и воспитании на данном этапе);
• новизна (имеет достаточно широкий диапазон - от научного открытия до рационализации отдельных сторон педагогической деятельности);
• результативность (повышение уровня развития детей в процессе применения обозначенного опыта, а также оптимальное использование воспитателем и детьми сил и времени для достижения результата);
• стабильность (возможность проверки опыта в деятельности других педагогов);
• перспективность (возможность творческого подражания опыта другими педагогами).

Виды передового педагогического опыта:
• новаторский - передовой педагогический опыт высочайшего уровня, порождаемая новой педагогической идеей. Может быть исследовательским (использует экспериментальный поиск и получает оригинальные данные на уровне открытия) и рационализаторским (характеризуется совершенствованием практики обучения и воспитания на основе использования творческих идей);
• примерный (репродуктивный) - педагогический опыт, который обеспечивает более эффективное и качественное решение задач обучения и воспитания опираясь на уже существующие положения. В зависимости от того, кто является автором или носителем опыта (отдельный педагог, группа воспитателей, методическое объединение работников дошкольных учреждений района, города, области и др.), его классифицируют как коллективный, групповой или индивидуальный.

Интерпретация (лат. interpretatio - толкование) в науке - раскрытие смысла, разъяснения. Задачами педагогической интерпретации является выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и прогнозируемой эффективности в использовании.

Вопросы для самоконтроля:
• Обоснуйте место педагогики в системе человеко-краеведческих наук.
• Охарактеризуйте предмет и задачи педагогики.
• Какую роль играет философия в развитии педагогики?
• Рассмотрите систему педагогических дисциплин и определите их связь с другими науками.
• Раскройте содержание и дайте обоснование взаимосвязи основных педагогических явлений и понятий.
• Обоснуйте историческую необходимость возникновения дошкольной педагогики как науки.
• Укажите труды выдающихся ученых, основавших отечественную дошкольную педагогику.
• Обоснуйте актуальность современных проблем дошкольной педагогики. Какие из проблем дошкольной педагогики вы отнесете к таким, которые были и остаются актуальными?
• Как вы понимаете термин «педагогическое исследование»?
• В чем состоит его специфика по сравнению с другими науками?
• Проанализируйте структуру и этапы педагогического исследования.
• Определите показатели эффективности педагогического исследования.
• Охарактеризуйте основные методы педагогического исследования.
• Обоснуйте необходимость комплексного применения методов педагогического исследования.
• Определите роль передового педагогического опыта как источника научной педагогики.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 5116 | Теги: Педагогические инновации, Метод моделирования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz