Особенности психического развития в детстве - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Особенности психического развития в детстве
Психическое развитие в детстве и его особенности.

Психическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, что и в течение всей остальной своей жизни. Ребенок овладевает речью, прямохождением, учится действовать с простейшими бытовыми предметами, возникают первые виды деятельности, имеющие целенаправленный, планируемый характер, значительного развития достигает общения как со взрослыми, так и с ровесниками, поведение ребенка направляется согласно требованиям взрослых, закрепленными в правилах . То есть в дошкольном детстве закладывается фундамент развития и психических процессов и личности.

На дошкольный возраст приходится значительное количество так называемых сензитивных периодов, когда определенная психическая функция развивается особенно интенсивно. Поэтому Гетерохронность (скачкообразность) психического развития в этом периоде проявляется особенно заметно. Медленное развитие в течение первого года жизни пассивного речи завершается якобы внезапным появлением активной речи в конце 1-го года - первых слов, а впоследствии и предложений. Сразу после рождения опорно-двигательный аппарат отстает в развитии от зрения, что проявляется в возможностях ребенка самостоятельно передвигаться, неспособности удержать предмет в руке и тому подобное. В период от 1 до 3 лет, наоборот, ребенок лучше усваивает те свойства предметов, которые испытывает на ощупь и опирается на них в своих действиях с этими предметами (форма, размер), а не те, которые воспринимает зрением (цвет).

Среди живых существ именно ребенок человека рождается наиболее беспомощным и зависит от ухода окружающих людей. Это обстоятельство дало Выготскому основание заметить о том, что новорожденный - наиболее социальное существо среди всех прочих. Вместе потенциал развития у новорожденного - максимальный и зависят от тех условий, которые будут созданы взрослым. Так, дети, с которыми родители постоянно и доброжелательно общаются, начинают разговаривать раньше малышей, лишенных родительской опеки в интернатных учреждениях.
Кроме того, успехи в психическом развитии ребенка опираются на его физическое здоровье, которое обеспечивает активность малыша, его интерес к окружающему. Больной ребенок слабый, равнодушно воспринимает взрослых и игрушки, не стремится самостоятельно передвигаться, брать различные предметы и манипулировать ими. Первым свидетельством познавательного отношения ребенка к окружающему является ее ориентировочные реакции, которые стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатлениях. Сенсорные и двигательные потребности тесно связаны. Двигательные потребности реализуются через активность ребенка. В случае если здоровье малыша нарушается, ее активность снижается, а вместе с тем и ограничиваются возможности познавательного развития на основе ощущений и восприятия окружающего.

В результате наблюдаются отставание в развитии опорно-двигательного аппарата, анализаторов, а впоследствии и психических функций (восприятия, памяти, речи и т.д.). Если ребенок усвоил некоторые умения и навыки, то болезнь может быстро разрушить их. Например, до болезни ребенок умел самостоятельно составлять пирамидку, но теперь обнаруживает непонимание задачи, создается впечатление, что она забыла, как выполняются необходимые действия.

Детям свойственна высокая уязвимость, быстрые смены настроения, утомляемость, импульсивность. Они нуждаются в защите от травмирующих факторов среды, постоянного внимания к их психического и физического состояния. Неразвитость самосознания ребенка обусловливает отсутствие конкретных четких жалоб о состоянии своего здоровья. Взрослый должен уметь распознавать состояние ребенка по внешним проявлениям. Чем меньше ребенок, тем в большей степени характерна эта особенность.Новорожденный плачет - мама должна сама определить причину, и от правильности установления причины зависит дальнейшее благополучие ребенка.

Неустойчивость психики ребенка, зависимость ее состояния от условий, созданных взрослыми - это одновременно и ее высокая пластичность, которая определяет возможность интенсивного развития в процессе обучения и воспитания.
Определяющая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому, который заботится об удовлетворении жизненно необходимых потребностей ребенка в еде, отдыхе, чистоте и т.п.. Но только этого недостаточно для нормального психического развития малыша. Необходимо наладить доброжелательные, эмоционально положительно окрашенные, стабильные отношения с малышом как ведущий канал передачи общественного опыта, путь педагогически целесообразных воздействий на ребенка.
Неразрывную связь ребенка и взрослого сохраняется в течение всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в детстве Л. С. Выготский назвал «Мы». Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает ее выживание: не может самостоятельно передвигаться, поддерживать свое существование. Противоречие этой ситуации развития и заключается в том, что ребенок максимально нуждается контактов со взрослым, но обладает очень ограниченными средствами общения с ним. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на ответ с его стороны, будто ребенок понимает обращенные к ней слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый наделяет ребенка способностью понимания его действий. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первого деятельности ребенка - деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает влиять на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.
Общение в жизни малыша носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку происходит только в данной конкретной ситуации и по его поводу. Малыш еще не обладает основным средством общения - языком, который помогает выйти за рамки конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения течение раннего детства выделяют две его формы - ситуативно-личностное (от рождения до 6 мес.) И ситуативно-деловое (до 3-х лет).

Зависимость от контроля со стороны взрослого сохраняется на высоком уровне на протяжении всего дошкольного детства. При отсутствии должного подкрепления со стороны взрослых умения и навыки малыша легко разрушаются. Например, ребенок приветствуется только в детском саду, а когда находится с родителями, - нет. Это свидетельствует о том, что воспитатель в детском саду постоянно напоминает детям о этой норме поведения, одобряет, когда малыши ее выполняют. Родители же этого не делают. По этой же причине, некоторые дети, которые возвращаются в садик после каникул, или после болезни, теряют навыки самообслуживания, и их приходится восстанавливать.

Тесная взаимосвязь физического и психического развития дошкольника проявляется и как высокая чувствительность эмоциональной сферы ребенка, а также ее генерализованное влияние на все другие психические процессы. Эмоциональное благополучие ребенка зависит преимущественно от взрослого, характерного для него стиля общения. Самым благоприятным для развития психики дошкольника является положительный эмоциональный фон, преобладание оптимистических, радостных переживаний, доброжелательности в отношении. Вместе с тем следует предостеречь взрослых от слишком бурного выражения своих эмоций посредством криков, резких жестов и движений. Как правило, ребенок боится общаться с такими взрослыми, снижается ее активность, у нее возникает депрессивное состояние.

Выводы об общих особенностях психического развития ребенка раннего возраста:
- Динамика психического развития характеризуется наиболее интенсивными среди всех других возрастных периодов темпами; значительной неравномерностью и скачкообразность;
- Ребенку присущ значительный врожденный потенциал развития условных рефлексов, реализация которого зависит от социальных условий;
- Физическое и нервно-психическое развитие тесно взаимосвязаны;
- Высокая пластичность психической и высшей нервной деятельности имеющей положительные (высокое восприятие и обучение, быстрое овладение новыми навыками и умениями) и отрицательные стороны (неустойчивость настроения, поведения, ситуативность выявления навыков и умений);
- Сенсомоторные потребности, которые возникают на основе ориентировочных реакций ребенка - движущие силы развития познавательных процессов и предпосылок личности;
- Ведущую роль в психическом развитии малыша играет близкий взрослый родственник.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz