Объект и предмет а также задачи и методы - Экономической психологии - Экономическая психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Экономическая психология

Объект и предмет а также задачи и методы - Экономической психологии

Объект и предмет а также задачи и методы - Экономической психологии
Как часть культуры и цивилизации, экономика входит в сферу духовной жизни общества. Экономике как России, так и Украина необходима адекватная хозяйственная идеология, которая бы учитывала то, что лишено смысла, идеалов, духовности и нарушает временную перспективу хозяйствования. Бездуховная экономика - краткосрочная и бесперспективная.
Любая наука может быть понята как сфера человеческой деятельности, основной задачей которой является выработка и систематизация знаний о мире. В основе базового распределения наук на группы могут лежать специфические особенности объектов, т.е. тех сторон реальности, на изучение которых направлена данная наука. Естественно, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе.
Кроме того, науки отличаются и по предмету исследования. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, объектом исследования которой является человек или группа людей, как предмет рассматривает факты психической жизни, характеризующиеся качественно и количественно. Различные психологические направления, эволюционируя, могут рассматривать человеческое сознание, сознательную и бессознательную сферы психики, поведение индивидов.
Экономика же, в свою очередь, изучает законы развития экономических систем, которые проявляются в организации производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.
Предмет экономической психологии в первом приближении можно определить так: экономическое сознание и закономерности психического отражения человеком общественных отношений, складывающихся в процессе производства жизненных благ, в их взаимосвязи с производительными силами, причем не самих общественных отношений, а их идеальной формы в сознании человека , состоящий в процессе и в результате психического отражения.
При этом нужно подчеркнуть, что психическое отражение означает не только воспроизведение в сознании человека идеальной картины мира, но и психическую регуляцию поведения и деятельности человека в соответствии с этой идеальной картины.
Еще в начале становления экономической психологии в СССР А. Китов [51; 52] отмечал, что экономическая психология исследует психологические условия эффективного хозяйствования, способы отражения в сознании человека производственных отношений, влияние мыслей и чувств на трудоустройство и социальное поведение в целом. В. Позняков [92; 93] считает, что экономическая психология - это комплексная прикладная отрасль психологической науки, интенсивно развивается в последнее время. ее предметом являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Предметом изучения экономической психологии является латентные механизмы человеческой психики, определяющие поведение личности и социальных групп в ответ на изменения таких экономических факторов, как отношения собственности, инфляция, условия найма и оплаты труда, финансовые кризисы, реклама и т.д.
По мнению С. Малахова [80], экономическая психология как самостоятельная наука представляет собой интегрированное междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, возникающих в процессе хозяйственной жизни.
В. Попов [94; 95] считает, что предметом экономической психологии является раскрытие закономерностей общественно-психологических связей в цепочке экономическая деятельность - экономические отношения - экономическое сознание - экономическая психология.
По мнению А. Дейнеки [47, 48], предмет экономической психологии - это отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека.
Подытоживая все вышеупомянутые взгляды, заметим, что предметом экономической психологии на современном этапе развития этой науки являются закономерности взаимодействия экономических и психологических факторов в регулировании сознания и поведения личности и группы, или экономико-психологические процессы, состояния и личностные черты субъектов. Однако, несмотря на разнообразие таких явлений, можно выделить общее и главное для них - все они являются феноменами экономического сознания и поведения, подробнее рассмотрены в следующих разделах пособия.
Можно выделить, по крайней мере шесть методологических принципов современного этапа развития экономической психологии, которые являются конкретизацией принципов научной психологии, сложившихся исходя из особенностей ее предмета.

Методологические принципы экономической психологии:

1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, благ. Психологические особенности экономического поведения имеют культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общества.

2. Принцип субъектности означает, что человек не является пассивным объектом экономических действий и влияния экономических условий; это активный субъект, реализующий различные виды экономического поведения и вступает в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми). Основными признаками субъектности являются активность, осознанность действий, целостность и избирательность.

3. Принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием.

4. Принцип взаимного Связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений означает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регулированием экономического поведения субъектов.

5. Принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики относительно экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в частности экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в различных сферах экономической жизни. Он предполагает обращение психологов практиков к теории и методов научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества [96].

6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассмотрение во взаимной связи трех типов экономической реальности:
• рынок (прежде всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
• бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
• отношения «общество - гражданин» (налоги, доходы, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).

Экономическая психология, изучающая закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регулированием экономического поведения.
Предприятием может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии, может быть представлен на разных уровнях - микро, мезо-и макроэкономическом.
Когда речь идет о структуре экономической психологии, следует отметить, что проблематика этой синтетической междисциплинарной науки богата и разнообразна.
Экономическая психология помогает субъектам экономических отношений микроэкономического среды оптимизировать свою деятельность, повышать ее экономические показатели, учитывая влияние человеческого фактора на психологическом уровне (характеристики личности, особенности поведения и деятельности, принятие решений).
В определенном смысле экономическая психология помогает совместить экономического человека с человеком реальным.
Экономическая психология обращает внимание на изменения в социализованной личности при переходе к другому типу экономики, а также и на обратную сторону этого явления - влияние психологических новообразований личности экономически активного субъекта на хозяйственную реальность; в этом проявляется не только прикладной, но и фундаментальный аспект данной отрасли психологической науки.

Сферу интересов экономической психологии определяет как микро-, так и макроуровень рассмотрения влияния человеческого психологического фактора на различные экономические процессы.
Психологический фактор в экономике является процессом и результатом психического отражения человеком (или группой людей) материальных условий жизни (своих собственных и других людей), хозяйственного механизма и системы управления экономикой, производительных сил и производственных отношений общества. Каждая вещь из массива материальных ценностей, созданных промышленностью, сначала была замыслу, т.е. существовала в голове творца в идеальной форме, прежде чем стала продуктом труда, вобрав в себя эту идею (замысел), сырье, материалы, топливо и энергию, физическую и интеллектуальную работу людей.
С момента производства и к факту потребления продукта психологический фактор проявляется в экономике постоянно. Но он действует, как правило, не как самостоятельная сила, а вместе с экономикой, техникой и технологией. В этом единстве, целостности психологический фактор силу своей природы является замаскированным фактором производства, что воспринимается непосредственно, а потому часто ускользает от «здравого смысла».
С одной стороны, казалось бы, экономика является причиной психологии, порождает ее, но с другой, сама психология является действенным фактором, определяющим важнейшие характеристики экономики.
По своему статусу экономическая психология является смежной научной дисциплиной (или междисциплинарной областью знаний), основу которой составляют теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в экономике.

Вся совокупность методов, используемых в экономической психологии, может быть разделена на три группы:

• методы, традиционно используемые в психологических исследованиях (наблюдение, эксперимент, анкетирование, различные виды опросов и интервью, тестирование, математико-статистические методы обработки и объективизации данных);
• экономические методы и методы, используемые в смежных научных направлениях (метод математического моделирования, логико-теоретический анализ, синтез, метод абстракции, исторический подход);
• методы экономической психологии, разработанные с учетом специфики данной научной дисциплины (например, экономико-психологический эксперимент, который проводится по схеме традиционного экономического эксперимента, но с психологическим оснащением).

Особенностями первой группы методов является то, что их использование требует репрезентативных выборок, что усиливает требования к процедуре организации, планирования, проведения экспериментальных исследований. Так, например, маркетинговые опросы, эксперименты в области психологии покупательского поведения, анализ влияния рекламы на потребителя, диагностика предпринимательских способностей, склонности к экономическому риску и другие исследования в контексте традиционной экономической психологии выдвигают достаточно жесткие требования к валидности и надежности используемых методов, достоверности получаемых с их помощью данных, математико-статистической обработки и приемов объективизации полученных результатов на этапе интерпретации исследований и верификации гипотез.
На современном этапе все большее распространение получают системы и модели управления, основанные на предположении изменений и принятии на этой основе гибких, экстренных, экспертных экономико-психологических решений. их можно отнести к разряду предпринимательских, поскольку они дают возможность лучше учитывать необычность и неожиданность будущего развития организаций.
В связи с этим современные организации (как в государственном секторе, так и в негосударственном) все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современного социально- экономической жизни, что требует применения адекватных методов экономической психологии. Соответственно меняются и структуры управления: предпочтение отдается децент-рализации и гибким организационным механизмам, ориентированным на выявление новых проблем, выработки и принятия экономико-психологических решений.
С точки зрения экономической психологии, бизнес и предпринимательство немыслимы без освоения и внедрения методов инженерного творчества, таких как мозговой штурм, синектика, метод дискуссий, метод экспертного прогнозирования, морфологического анализа и синтеза, теории решения изобретательских задач, функционально-стоимостного анализа и целого ряда других методов .

Например, метод «мозгового штурма» разработал в 1939 г. Осборн, основатель Института творческих методов обучения, заместитель ректора университета в г. Буффало.
Введение в научный оборот термина «мозговой штурм» связано с распространением групповых форм работы, когда группа ученых как единый, целостный мозг штурмует творческое решение проблемы, которую следует решить.
При этом в работе рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) недопустимость критики идей;
2) свободное высказывание идей;
3) чем больше идей, тем лучше;
4) обмен мнениями и сочетание идей.
Идеи, высказанные во время сеанса «мозгового штурма», определенным образом обрабатываются. Они подвергаются пересмотру: явно плохие идеи отвергаются, с целью более углубленного исследования состоит упорядоченный список, который начинается с хороших идей и заканчивается менее удачными предложениями.
«Мозговой штурм» - это не стремление грамотно выразить бессмыслицы, а целенаправленная работа группы, которая стремится найти новые творческие идеи. Каждый член группы должен сосредоточиться на поставленной задаче и не впадать в рассуждения, не критиковать мнения других.
Наилучшие результаты обычно получают, когда группа в составе пяти - десяти человек работает не более часа.

Синектика - поиск идей новых товаров на основе использования аналогий из других сфер жизни [66]. В основу синектики положено «мозговой штурм», к участию в котором приглашают специалистов различных сфер деятельности. Группа от одного штурма к другому накапливает опыт решения проблемы. Основные приемы, используемые в синектичному штурме, основанные на аналогии:
• прямой (каким образом решаются подобные задачи);
• личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и высказаться по поводу этой позиции);
• символической (дайте образное определение сути задачи);
• фантастической (как это задачу решили бы сказочные персонажи). Можно выделить три варианта синектики:
• классическая синектика;
• синектична конференция;
• визуальная синектика.
Классическая синектика. Обычно она предусматривает создание группы по 5-7 человек и базируется на правилах и условиях проведения «мозгового штурма». Осуществляется в три этапа.
• формулирование проблемы;
• отчуждения содержания проблемы: используя определенную технику отчуждения (прямые, личные, символические, фантастические аналогии), группа удаляется от проблемы, абстрагируется от конкретной ситуации;
• формирование подходов к решению проблемы: понятие, выделены в процессе отчуждения, сравниваются с возникшей проблемой, в результате отрабатываются идеи решения проблемы. Синектична конференция. В процессе синектичнои конференции,
которая имеет много общего с классической синектика, однако не предусматривает соблюдение строгой последовательности синектичного процесса, сохраняется только стиль обсуждения проблемы - из аналогии. При этом нет четко выраженной фазы отчуждения. Аналогии, которые формируются свободно, является толчком для отработки идеи решения определенной проблемы.

Визуальная синектика. Это метод, предусматривающий отчуждение и стимулирование поиска идей с помощью изображения (диапозитивов, больших изображений на календарях, рекламных проспектах, выставленных на стендах). Отчуждение (анализ) проводится после того, как участники совместно описывают первое изображение. Идеи формируются из элементов представленного изображения.

Метод морфологического анализа предложил Ф. Цвикки - известный астрофизик, изобретатель реактивного двигателя. Суть этого метода заключается в выделении важнейших параметров объекта и дальнейшем изучении всех возможных соотношений между ними [66]. Так, в поле зрения попадают и известные, и необычные варианты, которые могли бы остаться без внимания в случае простого перечня.

Последовательность этапов морфологического анализа такова:
• проблема описывается в целом (никакие решения не предлагаются);
• проблема раскладывается на несколько компонентов (например, определяются параметры объекта - форма, материал упаковки, содержимое);
• для каждого параметра предлагается несколько возможных вариантов (известных и, пока не использованы в представленных на рынке товарах). При этом составляется матрица, так называемый морфологический ящик, в первом столбце которой перечислены все параметры, а справа в той же строке - альтернативные решения;
• параметры и альтернативные решения комбинируются (каждое решение состоит из набора, которое требует по одному варианту из каждого параметра);
• выбирается и реализуется оптимальное, с точки зрения фирмы, решения.
Метод морфологического анализа особенно уместен, когда речь идет о проектировании новых изделий, а также об определении возможности патентования основных параметров с целью «блокирование» изобретений, которые могут появиться в будущем и перекрыть конкурентам путь к имитации инновации.

Использование данных методов позволяет успешно решать важнейшие научные, изобретательские, инновационные и хозяйственные проблемы, выявлять и взаимодействовать согласовывать интересы и потребности различных корпоративных групп, формировать необходимую культуру экономического мышления персонала различных организационных структур.
В производственных системах с помощью процессуального анализа может рассматриваться как специальная теория решений, так и комплексный подход к анализу производственных и экономических процессов, поскольку он дает возможность сравнивать затраты и результаты в ходе выработки и реализации оптимальных решений.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций в области экономической психологии и смежных с ней областях свидетельствует о том, что в этих исследованиях все чаще используются методы исследования операций, основанные на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, эвристическом программировании.
Достаточно эффективным инструментарием экономической психологии, особенно таких разделов, как бизнес и предпринимательство, является теория игр. Теоретико-игровые задачи используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, предложение дополнительного обслуживания, модификацию старой и новой продукции, моделирование экономического поведения инвесторов на рынке ценных бумаг.
Успешно используются в управлении организационно-производственными системами программные методы сетевого планирования и управления, которые дают ответы на вопрос: когда начинать и заканчивать работы, как устранять препятствия, возникающие в ходе работ.
По мнению В. Познякова [96], классифицировать методы исследования в экономической психологии можно еще и другим образом, выделив три основных:
• лабораторные эксперименты (различные экономические игры);
• полевые исследования, проводимые в природных условиях;
• специально разработанные опросные методики.

В прикладной экономической психологии можно выделить три основных направления:
• консультирование фирм и индивидуальных клиентов по поводу конкретных проблем;
• обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии;
• психология бизнеса.

Развитие экономической психологии в России и Украине имеет определенные особенности по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Это касается, в частности, одной особенности в постановке проблем и определении направлений эмпирических исследований. Для западной экономической психологии характерно акцентирование внимания на процессах принятия экономических решений, экономическом поведении и взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и операций. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксированных эмпирических данных и анализа взаимосвязей между переменными, которые изучаются, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента, когда речь идет об изучении реального экономической жизни и социальную обусловленность психологических особенностей субъектов хозяйствования.
Эта тенденция отражает игнорирование зарубежными учеными собственно социальных сторон и проблем экономической жизни: отношений собственности, бедности и богатства, безработица.
Отечественная экономическая психология, наоборот, уделяет особое внимание именно этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности.
Проведения эмпирических исследований по этим направлениям предусматривает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, которые выявляются с помощью опросных методов, но и изучать их связи с особенностями реальной экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. В данном случае перспективным является использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений.
Выбор и использование любого из этих методов определяется целью и задачами исследования.
Провозглашенный в свое время В. Дильтея один из основополагающих принципов «психологии понимания»: «науки - это предмет и метод ...» - наводит на мысль, что экономическая психология, как и любая другая отрасль психологического знания, может претендовать на самостоятельное научное статус именно благодаря четко выраженным границам и отраслям научных методов, апробированные в данной отрасли и позволяют получать новые знания. При этом история науки показывает, что наращивание новых знаний может происходить благодаря использованию традиционных методов, хорошо зарекомендовавших себя в смежных отраслях, где организация и техника эксперимента развивались опережающими темпами.
Подобная тенденция имеет место и в экономической психологии, где разработка собственных методологических и методических средств отстает от методов, которые нашли практическое применение в других областях научного знания для решения проблем экономической психологии.

К основным задачам экономической психологии относят, прежде всего, активизацию резервов человеческого фактора в экономике, а именно:
• существенное повышение производительности труда и качества продукции;
• полнейшее использование творческого потенциала работающих;
• введение и строгое соблюдение режима бережливости в использовании материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов.
Для экономической психологии ключевым моментом является связь конкретных хозяйственных решений, хозяйственного механизма экономики в целом с мыслями, чувствами, волей субъекта - словом, с психологией человека.

Выводы
1. Предпосылками экономико-психологического анализа можно считать три реальности: рынок, предпринимательство и отношения между индивидом и государством.
Экономическая психология - это комплексная прикладная отрасль психологической науки, изучающая психологию субъекта хозяйственных отношений (которыми могут быть один человек, нация, организация или государство) и закономерности взаимодействия и взаимовлияния экономических факторов и психических явлений, связанных с отражением в сознании человека различных сторон экономической жизни и регулированием экономической поведения.
Экономическая психология исследует процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:
• побуждение и мотивы деятельности человека «экономической»;
• экономическое сознание личности, который формируется на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;
• бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), что связано с событиями, которые закрепились в памяти, взаимосвязями, эмоциями;
• экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно меняют окружающую среду.
Закономерности психического отражения хозяйственных отношений, опирающихся на производительные силы и производственные отношения в обществе и охватывают сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, является предметом экономической психологии.
2. По своему происхождению и статусу экономическая психология является междисциплинарной областью знаний, которая объединяет теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в экономике.
3. В экономической психологии можно выделить три основных метода исследования: лабораторные эксперименты (различные экономические игры); полевые исследования, проводимые в естественных условиях, и опросные методики.

Моделирование и экспериментальное изучение экономического поведения дают наилучшие результаты при проведении специально разработанных инновационных, деловых и организационно-деятельностных игр. При этом с целью получения новых знаний используется весь спектр методов психологической науки, а также различные приемы и способы обработки, объективизации и интерпретации полученных результатов.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом экономической психологии?
2. Охарактеризуйте объект экономической психологии.
3. Какие уровни рассмотрения влияния человеческого фактора на различные экономические процессы составляют сферу интересов экономической психологии?
4. Какие методы используемые в экономической психологии? Которые их особенности?
5. В чем заключается сущность методов:
• «мозгового штурма»;
• синектики;
• морфологического анализа?
6. Чем определяется выбор того или иного метода исследования?
7. В чем отличие направлений экономико-психологических эмпирических исследований в нашей стране и в западных странах?
8. Какие задачи стоят перед экономической психологией?
9. Назовите известные Вам методологические принципы современного этапа развития экономической психологии?



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экономическая психология | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 8568 | Теги: Ф. Цвикки, Синектика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz