Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Гендерная психология

Гендерная дифференциация - Пол это биологический и социальный феномен
Гендерная дифференциация - Пол это биологический и социальный феномен.
Пол является первым признаком, с которой человек приходит в мир. Первым в информации о человеке идет определение ее паспортной (акушерской), или биологической, пола, далее - возраст, профессия, соци-альной статус, семейные роли т.д. Половая принадлежность является биологической характеристикой человека, филогенетически определяется хромосомами и гормонами.
Пол биологическая (акушерская) - совокупность морфологических (строение тела), физиологических и генетических особенностей, обеспечивающих размножение организма.

Развитие биологических различий обусловлен системой факторов, последовательно действуют в процессе развития организма. Созидания биологии пола, по утверждению американских ученых Джона Маны и Анки Ейргарда, преодолевает следующие стадии:

Стадии гендерной дифференциации

1 XY Хромосомная пол, или генетическая (генотип) XX
2 Семенники Гонадная пол Яичники
3 Сперматозоиды Гаметная пол Яйцеклетки
4 Андрогены (тестостерон) Гормональная пол Эстроген и прогестерон
5 (Половой член) мужская Генитальная (соматическая) пол (Клитор и влагалище) женская
6 Мужской Акушерская (паспортная) пол Женский
7 Мужской Пол воспитания (фенотип) Женский
8 Мужчина Гендерная идентичность Женщина

Итак, в момент оплодотворения образуется генетический пол (генотип).
Базовой единицей жизни является клетка, ведь растительный, животный мир, человеческий организм состоят из клеток. В теле человека их до 100 триллионов. Внутри каждой клетки есть ядро, в котором находится примерно 40 тысяч генов.

Гены - единицы наследственности, которые определяют все характеристики организма: цвет глаз и волос, группе крови, темпы полового созревания, склонность к болезням, задатки и т.д. В начале XX в. ученые обнаружили, что гены находятся в структурах хромосом, состоящих из белков и тесно скрученных цепочек молекул ДНК. В 1953 г. Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли пространственную строение ДНК - спиральных нитевидных молекул, содержащих всю информацию о живом организме. Благодаря этому был сделан первый шаг к разгадке природы наследственности. Генетическая программа, носителем которой является ДНК, делает каждый вид живых существ отличным от других, каждое существо отличное от других в пределах вида, каждый homo sapiens индивидуальный и неповторимый.

Ядро любой клетки человеческого организма имеет 46 хромосом, из которых 44 (22 пары) одинаковы у мужчин и женщин (их называют аутосомами) и только одна пара отличная (половые хромосомы). Комбинация половых хромосом образуется при слиянии яйцеклетки и сперматозоида. Поскольку яйцеклетки женщины несут только Х-хромосомы, а сперматозоиды мужчины - X и Y-хромосомы, то возникновение генетического пола зависит только от сперматозоидов. Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, несущим Y-xpoмосому, приводит к развитию мужского зародыша, а Х-хромосомой - женского.
Состав 46 хромосом типа XX определяет формирование женского пола (образование желез яичников), а комбинация XY - мужских желез (яичек), которые предопределяют следующий этап создания женского и мужского организма - становление гонадного пола, или, согласно Дж. Маны и А. Ейргардом , настоящей пола. Настоящей назвали ее учитывая способность половой железы вырабатывать яйцеклетки или сперматозоиды, то есть гаметы.

У людей, как и в других биологических существ, размножающихся половым путем, гаметы (половые клетки) отличаются от других клеток тела. Женские гаметы (яйцеклетки) производятся в яичниках, а мужские (сперматозоиды) - в яичках. Гонадный пол также начинает продуцировать специфические половые гормоны: мужской - андроген, женские - прогестерон и эстроген, т.е. создавать гормональный пол.

Именно они оказывают решающее влияние на строение, дальнейшее развитие внутренних и наружных половых признаков мужского и женского организмов, т.е. формируют генитальную (соматическую) пол, которая и обусловливает при рождении акушерскую (паспортную) пол. Паспортная пол определяет пол воспитания, социализации, формируя половую сознание и соответствующие ей гендерные роли.

К шестой недели внутриутробного развития человеческого эмбриона его биологический пол определить невозможно. Известно, что продуцирование гормона тестостерона происходит с четвертого по восьмой неделю после зачатия мужского генотипа. Если в этот период внутриутробного развития в организм матери попадают препараты, которые стимулируют появление тестостерона, то женский эмбрион может приобретать маскулинных признаков.

Первые шесть стадий по механизмам дифференциации были названы Дж. Маны и А. Ейргардом биологическими (генетическая, гонадная, гормональная и генитальная пола), две последние - психологическими, которые формируются под воздействием социума. Основном биологические и психологические стадии развития пола согласованы между собой. То есть организм в пренатальном периоде развивается только по женскому или мужскому типами, которые позже диагностируют с помощью ультразвука или при рождении. Гармоничность действия механизмов половой дифференциации во внутриутробном развитии может нарушаться.
В таком случае может родиться гермафродит (греч. Hermaphrodites - лицо с признаками мужского и женского полов). Термин образован на основе сочетания корней имен мифологических богов Гермеса и Афродиты, сыном которых был Гермафродит, который сочетал в себе признаки мужского и женского полов.

Биологический пол такого человека при рождении определить трудно, поскольку репродуктивные органы могут оказаться не вполне мужскими или женскими или частично мужскими или женскими.
Дж. Маны, изучая в 70-80-е годы XX в. особенности развития гермафродитов, выяснил, насколько важную роль в становлении их личности играет не сама биологический пол, а направление воспитательного процесса в соответствии с ней, то есть до пола, которую приписывают ребенку.
Если малышу, который родился с признаками мужского и женского полов, приписывают мужской пол и воспитывают как мужчину (на фоне соответствующей гормональной терапии и хирургической коррекции тела), то он хорошо адаптируется к мужской роли. Если паспортной статью считают женскую и воспитывают как женщину, осуществляя гормональную терапию и соответствующее ей операционное вмешательство, такой ребенок хорошо адаптируется к женской роли.

Итак, среда, воспитание, а не биология пола, играет ведущую роль в формировании полового сознания человека, в его чувства себя мужчиной или женщиной. При этом важно не только правильно определить доминирующий биологический пол, но и не опоздать с ее определением. Это следует делать не позднее полуторагодовалого возраста ребенка, поскольку именно на 18-м месяце онтогенеза начинается интенсивное самоопределения пола. Иногда аномалии полового развития начинают проявляться в пубертате, когда биологическую девочку «заглушают» мужские вторичные признаки - грубеет голос, появляется оволосение по мужскому типу, становятся шире плечи, долго нет менструации. При этом изменяются внешность, психика. Или, наоборот, у мальчика появляются признаки женского пола.

Биологический пол нельзя игнорировать, сводя все к воспитанию, или рассматривать ее лишь как фундамент для построения пола психической. Российский ученый Игорь Кон отмечал, что «все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но и половозрастными, и самая категория, в которой ребенок осмысливает собственное« Я », - половая принадлежность». Это свидетельствует о том, что развитие человека как представителя определенного пола является согласованность генетических, гормональных и социальных воздействий на организм и психику.
Психологи заметили, что, отвечая на вопрос «Кто ты?", Люди прежде указывают на свою половую принадлежность «я - женщина» или «я - мужчина», а уже потом подают другую информацию (профессия, место работы, семейный статус). Жизнь в полу определяет многие личностных характеристик, самая среди которых - ощущение сходства к другим людям тождественной пола: «мы - парни (девушки)», «мы - женщины (мужчины)».

Психический пол - сложившаяся в процессе социализации определенная система ценностно-смысловых представлений о себе как о мужчине или женщине так и мужская психология и психология женщин .
Формируется она в процессе социализации путем усвоения статевовидповидних нормативов поведения. Статевовидповидни предписания представлены преимущественно системой ролей, в выполнение которых ребенок включается с момента рождения: сына или дочери, внука - внучки, брата - сестры, ученика или ученицы, члена определенной детской организации, спортивного объединения, клуба по интересам и т. п.

Взрослые осваивают семейные роли жениха - невесты, матери - отца, мужа - жены, тестя - свекрови и т.д. С возрастом расширяется диапазон половых ролей, в которые, кроме семейных, включаются социальные, прежде всего профессиональные, гражданские, политические, религиозные и т.д. Говоря о результате гендерной социализации, подразумевают определенные социально-психологические характеристики мальчиков и девочек, мужчин и женщин, приобретенные в определенном этнокультурном окружении.
Перефразируя высказывание Уильяма Шекспира, можно сказать: весь мир - театр, все люди в нем играют мужские и женские роли.

Гендер - социально-психологическая характеристика, приобретенная в процессе социализации, которая формирует человека как мужчину или женщину и в значительной степени определяется особенностями культуры, традиций, обычаев, воспитание, социальными ожиданиями.

К середине XX в. психология полов и половая принадлежность индивида считавшейся биологическим фактом, с которого автоматически выводились все телесных, социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. Психолог Р. Столлер был первым, кто предложил использовать термин «гендер». Его книга «Пол и гендер» увидела свет в Нью-Йорке в 1968 г., в издательстве «Научный дом». Дж. Маны предложил синонимом к гендеру термин «поло-ролевое поведение».

«Современная наука, - по утверждению И. Кона, - различает биологическую, репродуктивную пол - статус индивида как самца или самки - и социальный пол - как совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе ». По мнению Э. Гидденс, «разграничение пола и гендера является фундаментальным, поскольку немало различий между женщиной и мужчиной обусловлено причинами, которые не являются биологическими по природе». Пол и гендер является гранями, аспектами человеческой личности, а не абсолютно самостоятельными вещами. Поэтому они взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Используя понятие «гендер», подразумевают социальный аспект отношений полов, распространенные в обществе полоролевые стереотипы, культуру женской и мужской поведения, систему взаимоотношений между женщиной и мужчиной, обусловленных социальными, экономическими и политическими факторами. Гендер конструируется социальной практикой и определяет на этой основе построение системы власти.

Согласно феминистскими антропологами гендер является социальной конструкцией. Понимание того, что дихотомия статей смоделирована и продолжает моделироваться под влиянием культуры, является ключевым положением.

Гендер толкуется как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, которая конструируется основными институтами общества. Этот подход основывается на следующих принципах:

1) Гендер конструируется путем социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации, которые создают различные возможности для развития мужчин и женщин;

2) Гендер формируется и индивидами - на уровне их сознания (гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (одежда, внешность, манера поведения и т.д.).

Формировать Гендер- означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, является культуральным, а не природными, сущностными, биологическими.

В процессе социализации индивиды усваивают определенные правила поведения и установки, соответствующие гендерным ролям. О том, что общество формирует соответствующие стили бытия мужчин и женщин, точно выразилась французская феминистка Симона де Бовуар: «В обществе существуют определенные структуры, которые побуждают людей придерживаться тех или иных образцов».

Гендер понимается также как сеть, структура или процесс, т.е. как стратификационные категорию в совокупности с другими стратификационных категориями, рассматривая его наравне с категориями «класс», «раса», «возраст».
Согласно взгляду на гендер как культурную метафору считается, что «мужское» и «женское» на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов: «мужское» - рациональное, духовное, божественное, культурное, «женское» - чувственное, телесное , греховное, естественное. «Мужское» или то, что отождествляется с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, «женское» - негативным, вторичным, подчиненным.
Нередко под гендером понимают просто проблему социального статуса женщины или мужчины (гендерных ролей). При таком понимании гендерная проблема фигурирует не как основная, а находится среди других, более или менее социально важных.

В истории развития зарубежной гендерной психологии выделяют следующие этапы:
• Первая четверть XX в. Немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин касались в основном психологии пола, где пол часто отождествлялась с сексуальностью.
• Вторая четверть XX в. Большинство исследований сосредоточивались на психологии половых различий, которые не сводились к сексуальности, а считались заданными природой.
• Третья четверть XX в. В связи с накоплением знаний о дифференциации психологии половых различий под влиянием социализации видное место начало занимать понятие «различия, связанные с полом», что привело к ослаблению проявления биологического детерминизма.
• Конец XX - начало XXI в. Исследователи стали говорить о различия, которые могут вообще не иметь биологической основы. Современные гендерные исследования, не отрицая значения биологического пола, акцентируют внимание на социальной детерминации процесса получения гендерной идентичности индивидов.

Итак:
1. Половые различия рассматриваются на биологическом (соматические, гормональные) и социально-психологическом (различия в поведении, личностных качествах, социальных и семейных ролях) уровнях.
2. Пол определяет биологический разделение людей на мужчин и женщин, которые отличаются по четырем репродуктивными признаками: способность к оплодотворению, вынашиванию плода (беременность), рождение ребенка и грудное вскармливание.
3. Гермафродитизм, то есть неопределенность половой принадлежности индивида при рождении, дает возможность постичь значение воспитания в приобретении гендерной идентичности. Нормальное развитие ребенка как представителя определенного пола является согласованность биологической психические статей.
4. Гендер - психологическая и социальная характеристика мужчин и женщин, который формируется в процессе социализации.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Гендерная психология | Добавил: manzark (03.05.2012)
Просмотров: 1713 | Теги: Пол и гендер, гермафродит, Психический пол, Формировать Гендер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz