Содержание и объем преподавания клинической психологии
Для оптимального восприятия объема информации о клинической психологии оптимально преподавать этот предмет в рамках двух разделов: "Общая клиническая психология" и "Частная клиническая психология" Общая клиническая психология: • основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болезненной психики; • внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса; • психология врачебной деятельности; • взаимоотношения врач—сестра—больной; • учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях; • учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;* • медицинская деонтология, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
Весьма значимыми разделами клинической (медицинской) психологии являются психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально-психологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.
Из основных проблем психогигиены, с клинической точки зрения, особое значение имеют: • психология медико-генетического консультирования; • психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями; • психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды; • психогигиена брака и половой жизни; • психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников; • психогигиена режима лечебных учреждений; • психогигиена взаимоотношений врача и больного. Частная клиническая психология раскрывает главные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями. Основное внимание при этом обращают на: • особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объектом деятельности врача любой специальности; • особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринологическими, неврологическими); • психологию больных хирургического профиля на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных); • особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии; • психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.); • клиническую психологию в педиатрии; • проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.
Источник: http://mypsiholog.com |