Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Общая психология

Развитие научных знаний о природе психики

Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода - донаучных и научный. В до научный период психику рассматривали как душу. Первобытные люди с помощью понятия души объясняли такие явления, как сон, потеря сознания, психические заболевания, смерть и т.д. Душа рассматривалась как отдельная относительно тела сущность, тождественная ему по форме. Она покидает тело во время сна или после смерти и живет вне тела с теми же потребностями и занятиями, что и при телесном жизни. Понятие души занимает надлежащее место в мифологии и религии.
Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме). Они отражались в трудах философов, медиков, педагогов. Можно условно выделить ряд этапов развития научного понимания природы психики и предмета психологии как науки.
На первом этапе психика рассматривалась как душа (этот этап начинается примерно пять тысячелетий назад и заканчивается в начале нашей эры). Потом природа психики связывается с сознанием человека (с первых веков нашей эры и до конца XIX века). Во второй половине XIX в. возникает представление о психике как поведение. В конце XIX в. психика человека все отчетливее связывается с самосознанием, позже - с личностью.
Древнейшие попытки научно объяснить психику зафиксированы в древнеегипетском папирусе - «Памятке мемфисской телеологии» (конец IV тыс. до н.э.), где впервые описывается механизм психической деятельности. Центральный орган - это сердце человека, которое «всякой сознания дает подниматься». Речь же повторяет все, что «задумчивое сердцем».
Позже была установлена связь психической функции с мозгом. В древнекитайских медицинских трудах закладывается учения о темпераменте. За основу китайские, а также индийские врачи брали три элемента - вроде воздуха начало «ци», желчь и слизь.
Демокрит (ок. 460 - ок. 370 pp до н.э.) в след за Левкипп (ок. 500-440 до н.э.) утверждал, что душа является разновидностью веществ, образующихся из атомов огня и подчиняются общим законам .
Выдающемуся мыслителю древней Греции Сократу (бл.469-399 до н.э.) принадлежит известное изречение «Познай самого себя».
Основатель философского идеализма Платон (427-347 pp до н.э.), создавший учение о неизменных и вечных «идеи». Из них образуется незримый, высший свет, лежащий по ту сторону природы. Разумная часть души принадлежит к этому миру еще перед вселением в тело. Платон ввел в оборот понятие о составляющих души - ум, мужество. Платон является основателем так называемого дуализма в психологии, согласно которому материальное и духовное, телесное и психическое рассматриваются как два самостоятельных и антагонистических начала.
Значительный вклад в античную психологию сделал Аристотель (384-322 pp до н.э.). В трактатах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он изложил систему психологических понятий на основе объективного и генетического методов. По утверждениям Аристотеля, душа является неотъемлемым началом лишь органической жизни, а не всего материального мира в целом. Как начало живых существ, она становится формой реализации способного к жизни тела. Душа не может существовать без тела, однако она не сводится к телу.
Значительный вклад в объяснение психики было сделано арабо-язычною наукой. В работах известного врача Ибн-Сины (ок. 980-1037) на основе достижений медицины и медицинской практики изложенное материалистическое учение о психике. Психика признавалась как явление, зависящее от мозга. Аффекты Ибн-Сина связывал с телесными изменениями.
Переломной эпохой в развитии взглядов на психику стало XVII в. Из работ французского ученого Рене Декарта (1596-1650) вошло в науку понятие рефлекса как закономерного ответа организма на внешние воздействия - подобно отражения луча света от зеркала. В человеке, по Декарту, реально связаные бездумный телесный механизм и нематериальная душа, которая имеет волю и способна к мышлению.
В XVIII в. вызревает учение о психике как функции мозга. Этому способствовали достижения Галлера и Прохазки в исследовании нервной системы.
Выдающийся ученый /. М. Сеченов (1829-1905) в работе «Рефлексы головного мозга» утверждал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения рефлексы. Акт сознания, по его мнению, тождественный по своему происхождению рефлекса. Любое психическое явление включает, как рефлекс, в свой состав действие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него. Исходя из рассуждений И. М. Сеченова: образы, представления и мысли - отдельные моменты целостных психических процессов взаимодействия организма со средой. Мозговое звено рефлекса неправомерно отделять от его естественного начала (действия на органы чувств) и конца (движение в ответ).
Психика выступает как свойство, функция соответствующих отделов мозга, где собирается и перерабатывается информация о мире. В рефлекторный акт включаются знания, представления человека. Психические явления - это ответы мозга на внешние и внутренние раздражители.
Рефлекторная линия понимания психики была продолжена уже в XX в. /. П. Павловым (1849-1936), который экспериментально обосновал и разработал учение о двух сигнальных системах. По его мнению, животные руководствуются в своем поведении зрительными, слуховыми, обонятельными образами, которые служат для них сигналами определенных безусловных раздражителей. Вся психическая деятельность животных, формирование у них условных рефлексов осуществляются на уровне первой сигнальной системы («первые сигналы»).
У человека наряду с первой сигнальной системой функционирует вторая, основанная на слове. «Вторые сигналы» - это звуки устной речи, письменная речь, а также знаковые системы различного уровня обобщения и назначения, заметно расширяют и качественно меняют фонд условных рефлексов человека по сравнению с условными рефлексами животных. С помощью слова могут быть замещены «первые сигналы». Слово, как «сигнал сигналов», дает человеку принципиально новые возможности в развитии и функционировании психики, которая становится регулятором такого поведения и деятельности, которой нет у животных. Рефлекторное учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова оказало большое влияние на дальнейшее развитие психологических взглядов, способствовало возникновению новых научных течений.
Середину и вторую половину XIX в. можно считать периодом становления психологии как самостоятельной науки.

Наибольшего успеха добилась программа, которую предложил В. Вундт (1832-1920). Он основал в 1879 г. первую в мире экспериментальную лабораторию в Лейпциге. Вокруг нее складывается большая интернациональная научная школа, образуются новые психологические лаборатории, кафедры, журналы, общества, а с 1899 г. проводятся международные психологические конгрессы.
За В. Вундтом, психология имеет своим предметом непосредственный опыт субъекта, который может изучаться только путем самонаблюдения, интроспекции. Согласно его мнению, сознание принципиально отличается от всего внешнего и материального, что определяет специфику психологии как науки.
Так, структурная школа, по мнению ее основателя В. Вундта, считала главной задачей психологии экспериментальное изучение структуры сознания.
В начале XX в. образуется школа гештальтпсихологии, основателями которой стали М. Вертгеймер (1880-1944), В. Келер (1887-1967), К. Коффка (1886-1941). В процессе оригинальных экспериментов с изучением восприятия (г-феномены) и интеллекта они выяснили, что в составе сознания существуют целостные образы, которые не разлагаются на сенсорные элементы. Главным постулатом этой школы является положение о целостные структуры (гештальты), как первичные данные психологии, которые не могут быть выведены из их компонентов. Напротив, свойства частей определяются именно структурой, гештальтом.
Наиболее известной школой, сформировавшейся в Америке в конце XIX - начале XX века, стал бихевиоризм. Его основатели признавали предметом психологии не сознание, а поведение. Один из основателей бихевиоризма Э. Торндайк (1874-1949) использовал в экспериментах так называемый проблемный ящик. Он закрывал в нем животных, которые имели возможность выйти из него, только нажимая на специальные устройства. Э. Торндайк расширил понятие психического, вывел его за пределы сознания в сферу взаимодействия со средой - через н. Связь между ситуацией и реакцией.
В советской психологии утвердились методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности. В формулировке этих принципов большую роль сыграли такие психологи, как Г. П. Блонский, М. А. Бернштейн, Л. С Выготский, С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.
Формулировка указанных методологических принципов позволило советской психологии занять надлежащее место в мировой психологической науке. Однако идеологические догматы этого периода не могли не отразиться на развитии советской психологии. Это проявилось, в частности, в отставании прикладных психологических исследований. Так, с середины 30-х годов прекратили свое существование такие отрасли психологии, как педология, психотехника, тестологии. Остались незамеченными или даже утраченными на длительное время отдельные перспективные идеи известных психологов. Это касается, в частности, выдвинутых в начале 30-х годов идей Л. С Выготского о значении личности как интегративного, системообразующего фактора развития высших психических функций. В педологических работах . С Выготского были сформулированы законы развития психики в подростковом возрасте в рамках единой структуры и динамики личности. Лишь в 50-е годы советская психология возвращается к проблеме личности. В работах А. В. Веденова, К. К. Платонова, Б. Г. Ананьева утверждается мнение, что психологическая наука в целом имеет предметом познания человеческой личности.
Личность все заметнее выступает как центральная категория, вокруг которой концентрируются исследования актуальных проблем становления и функционирования психики. Исходя из диалектико-материалистических позиций, отечественные психологи исследовали закономерности функционирования и развития личности как целостной системы психических свойств с определенной психологической структурой (Л. С Выготский, П. Г. Ананьев, К. К. Платонов, Г. С. Костюк и др. ), а также различные аспекта личности - ее мотивы и установки (Я. Н. Узнадзе), предметную деятельность (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), мышление и умственные действия (П. Я. Гальперин, А. В . Брушлинський, В. В. Давыдов, С. Костюк, А. М. Матюшкин, О. К. Тихомиров и др.), характер (В. Д. Левитов), самосознание (П. Р. Чамата), умение и навыки (Е. А. Милерян), память (А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, Г. С. Середа и др.),. внимание (Н. Ф. Добрынин), восприятия (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко и др.), способности и темперамент (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, М. Ю. Малков).
В работах Л. С Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. I. Божович, А. В. Запорожца, Г. С. Костюка, В. М. Мясищева, К. К. Платонова, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, М. Г. Ярошевского, В. В. Столша, А. Г. Асмолова и других отечественных психологов сформулированы проблемы изучения личности как целостного системного психического образования в ее многоплановых социальных и природных связях и в процессе развития и психология образования.
Таким образом, отечественная психология сформировала довольно обстоятельную научную картину психики.
На основе имеющихся научных данных можно более конкретно определить предмет современной психологии.
Психология как наука изучает факты, закономерности, механизмы психической жизни людей и животных. Взаимоотношения живых существ с окружающим миром реализуются с помощью психики как сложной сигнальной системы, в которую входят чувства и образы, установки и мотивы, процессы общения и идеальные предметные действия, эмоциональные состояния и другие психические свойства.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Общая психология | Добавил: manzark (07.04.2012) | Автор: Станислав
Просмотров: 1430 | Теги: Г. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, М. А. Бернштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. Костюк, Л. С Выготский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz