Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Психогигиена

Формирование психогигиенических позиции педагога
В условиях реформирования образования выполнения задач учебно-воспитательного процесса требует определенного уровня здоровья и работоспособности ученика. Формирование психогигиенических позиции педагога ведь именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен использовать знания физиологии, гигиены, психологии учебной деятельности.
Ведь без знания основных психофизиологических особенностей и закономерностей развития ребенка достаточно трудно достичь высокого учебно-познавательной деятельности и оптимальной работоспособности на каждом этапе обучения.
Личность педагога - инструмент педагогического воздействия на учащихся и воспитанников, что обусловливает необходимость постоянного движения до вступления его новых уровней совершенства. Поэтому от личности учителя и уровня его профессиональной подготовки во многом будет зависеть формирование, сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья детей.

В современных социально-психологических исследованиях на этом особо подчеркивают И. Д. Зверева, Л. Г. Коваль, С. Р. Хлебик: "Одна из центральных идей народной педагогики - идеал совершенного человека. В этом образе создается своеобразный идеал человека, который вбирает в себя лучшие черты личности. В то же время - это конечная цель воспитания и самовоспитания каждого члена общества "Все это свидетельствует, что учитель для общества - олицетворение мудрости и морали.

Общепедагогические позицию учителя и роль в ней личности как его профессионального инструмента можно определить так: "Школьное воспитание, равно как и преподавание, обуславливается постановкой преподавания, личными качествами и характером учителя. Первое место, разумеется, занимает любовь к делу и учеников, потом стоит строгое выполнение обязанностей и точность даже в мелочах, далее - справедливость ".
Еще в конце 20-х годов XX века Ф. Д. Загубиним были сформулированы психогигиенические показания к педагогической профессии, которые не утратили своей актуальности и сегодня. К ним относятся:
физические качества педагога: хорошее, крепкое здоровье, достаточно громкий, выносливый голос, имеет свойство не уставать, не менять тембра и высоты;

Физические качества педагога: хорошее, крепкое здоровье, достаточно громкий, выносливый голос, имеет свойство не уставать, не менять тембра и высоты;

Психофизические качества:
особое выносливость нервно-психической сферы, желаемая точность и равномерность движений, способность к разборчивого вещания, не очень быстрого, с умением приспосабливаться к особенностям воспринимающей аппарата учащихся группы, умение точно выражать свои чувства и представления путем жестов, мимики и изменения голосовых средств ;

Интеллектуально-волевые качества: владение активной вниманием, с большим объемом, с умением концентрировать внимание на одном предмете, не отвлекаясь окружающими впечатлениями, но и умением также, когда это необходимо в педагогическом процессе, концентрировать внимание сразу на нескольких предметах; большой сопротивляемостью к внушению и отсутствием способности до автоматизма;

Восприятие должно отличаться скоростью и многообразием. Удерживать воспринятого длительное, правильное и глубокий познавательный интерес, способность творчески работать. "Никакими этическими беседами мы не добьемся того, чтобы ученик стремился к знаниям, если весь процесс обучения не побуждать у него внутреннюю потребность в знаниях, напряженную умственную пращи", - эти слова Л. В. Занкова всегда должен помнить каждый учитель , каждый руководитель.

Воспроизведение должно быть точное и быстрое. Умение наблюдать за поведением детей и быстро комбинировать, то есть связывать мысли и представления, причем комбинации должны отмечаться целесообразностью, широтой суждений и оригинальностью Должна быть ясно выраженная способность к абстракции. Фантазия жива, со склонностью к творчеству. Педагог не должен иметь никакой из форм возбудимости нервно-психической сферы и не должен проявлять отрицательных эмоций (он должен уметь унять гнев, иметь чувствительность к боли и лишений, шумов, запахов, склонность к быстрой смене настроения и т.д.). Ему должно быть присуще преобладание приятных чувств и настроения. Максимум его интересов должен быть направлен на природу, детей и общественные вопросы. Темы работы его быстрый, без признаков усталости, с умением использовать упражнения;

Чувственная сфера: важно уметь усмирять любой непроизвольное движение, особенно связанный с негативными эмоциями. Педагог должен уметь хорошо различать цвета, дифференцировать шумы, различать малейшие колебания температуры кожи.

Приведенные психогигиенические рекомендации к личности педагога определяют его профессиональную позицию по сохранению и укреплению как личного психического здоровья, так и психического здоровья детей и подростков. В связи с этим педагогу особенно необходимы знания по психогигиены.

Теоретические и практические аспекты психогигиены учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению психического здоровья детей и подростков педагог должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, психогигиеническая позиция педагога должна формироваться в процессе практической реализации профессиональных установок, направленных на защиту, предохранения индивидуального психического развития личности ребенка.
Каждый учитель должен обладать педагогическим техникой, то есть разнообразными приемами, понимать особенности каждого из них и уметь их правильно применять. Именно в технике учителя, по словам известного педагога Л. В. Занкова, проявляется творческая личность, глубокий познавательный интерес, способность творчески работать. "Никакими этическими беседами мы не добьемся того, чтобы ученик стремился к знаниям, если весь процесс обучения не побуждать у него внутреннюю потребность в знаниях, напряженную умственную пращи", - эти слова Л. В. Занкова всегда должен помнить каждый учитель , каждый руководитель.
Учитель должен направлять свою профессиональную деятельность не только на учебную деятельность школьников, но и влиять на их интеллектуальный, эмоциональный, умственное и физическое развитие. При этом он должен учиться делать диагностику. И как советует известный педагог А. Я. Савченко, "диагностику учителю следует начинать с самого себя. Это и самоанализ урока, и диагностика в своих возможностей по прогностических и проективных методик и т.п. "Что касается диагностики ребенка, то А. Я. Савченко отмечает:" Диагностика - это не созерцание, а доброжелательное, целенаправленное, выборочное наблюдение за ребенком в разных видах деятельности - это применение различных видов индивидуальных учебных, игровых заданий, освещающих детскую личность ".
Сегодня в условиях реализации государственных стандартов в образовании предусматривается рост влияния школы на личность школьника на 60-70%. А это в свою очередь требует использования новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе. По мнению И. Д. Беха, современная "новая школа должна иметь дело с индивидуальностью, самобытностью личности, поскольку индивидуальность является главным принципом этики и должен выступать руководящим методологическим положением в воспитании и обучении".
Очевидно, что новая школа должна быть носителем педагогики сотрудничества, личностно ориентированной, т.е. такой, когда учитель и ученик самореализуются в совместной работе, в творческом поиске, когда одна творческая личность (учитель) творит иную творческую личность (ученика). Без знаний психогигиены обучения и воспитания невозможно успешно решить эту проблему, ведь только при создании благоприятных условий и комфортном психологическом микросреде может развиваться личность В связи с этим перед современной школой стоят такие психогигиенические требования к процессу обучения:

1. Каждый ученик должен быть ориентирован на обучение, то есть знать для чего он учится. 

2. Обучение должно осуществляться в условиях физического и психологического комфорта: учиться - удобно, приятно, интересно, нетрудно, ничто не мешает, не отвлекает. Периодически следует менять нагрузку на мускулы тела, чередовать разные типы мыслительных процессов; восприятия с помощью слуха дополнять восприятия с помощью зрения, и возможно, ощущения, обоняния; пассивное обучение (слушать, читать, писать) чередовать с активным (обмениваться мнениями, аналитико-синтетически обрабатывать информацию, создавать).

3. Процесс обучения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, достижения успеха, удовлетворения, похвала и т.д.

Таким образом, внедрение новых педагогических технологий, в частности технологии личностно ориентированного обучения и воспитания, требует соответствующей подготовки учителей, в том числе и в области психогигиены.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (25.07.2012)
Просмотров: 1605 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz