Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Психология личности визуальная диагностика

Физиологическое основание двигательных действий

Физиологическое основание двигательных действий
В 1901 г. И. Сеченов, изучая регуляцию движений человека, доказал, что, наряду с физиологическим содержанием, двигательное действие имеет и психическое содержание. Мышечные движения является следствием бесконечных проявлений мозговой деятельности. Идеи этого выдающегося ученого развили и обогатили результатами экспериментов И. Павлов и его последователи.
Весомый вклад в постижение регуляции движений и действий человека, значение моделирования мозгом предметов и явлений внешнего мира сделали исследования Д. Узнадзе (1961) и представителей его школы. Согласно его концепции, фактам сознательной деятельности человека всегда предшествует определенный динамическое состояние, готовность к осуществлению конкретного действия. Это состояние заключается в предварительной настройке сенсорных и моторных процессов. Настроенность на предстоящие действия является фактором-установкой, регулятором действий человека, но эта установка не может быть передана словами и понятиями. Поэтому руководство является этапом решения задачи, возникающей перед осуществлением человеком актов поведения.
Ученый В. Клименко (1997) повторяет утверждение И. Сеченова о том, что психомоторика - зеркало мышления, чувств и воображения. Для лучшего понимания порождения связи движений человека с мозговой деятельностью приведем предложенную М. Бернштейном (1966) систему иерархии уровней построения движений согласно ролью морфологических образований центральной нервной, системы (далее ЦНС) В управлении ими, основанный на научных приобретениях некоторых известных ученых . Автор обозначил эти уровни буквами латинского алфавита А, В, С, D, Е. Нужно сразу отметить, что организация, программирование и управление движениями осуществляются одновременно на разных уровнях ЦНС, однако в различных действиях конкретные уровни играют ведущую или вспомогательную роль.

Уровень А (анатомически - это спинной мозг) филогенетически сформировавшийся первым, первым же и созревает онтогенетически. Отвечает за обеспечение возбудимости мышечных групп и тонуса мышц. Управляя тонусом мышц туловища и шеи, сохраняет определенную осанку, является ведущим в трепете от страха или холода, ритмических вибрациях и содрогании. Этот уровень задействован во всех моторных действиях, ведь поддерживает их в таком состоянии, чтобы они были оптимально готовы к выполнению команд-импульсов высоких уровней. Функции уровня А не могут определяться сознательно. Ограничение моторных возможностей на этом уровне вследствие усталости или стресса ухудшает статическую равновесие и увеличивает статический тремор, ухудшает способность дифференцировать мышечные усилия и осуществлять вибрационные движения, увеличивает реактивность движений.

Уровень В (анатомически - это глубинные отделы мозга, подкорковые ядра) получают информацию о взаиморасположении частей тела и все тело, о величине изгиба углов суставов, направление и скорость их изменений. Это уровень дружественных движений и стандартных штампов. Ведущий в пластике произвольных движений, полумашинальных индивидуально усвоенных жестах, мимике, пантомимике и других непроизвольных проявлениях эмоций на мышцах.

Уровень С (анатомически - подкорковые структуры и структуры коры) - это уровень пространственного поля. Получает информацию об изменениях в мышцах и суставах, равновесие, а также информацию из зрительных анализаторов. Руководит как филогенетически непроизвольными движениями, так и произвольными, сложными действиями. Обеспечивает приспособление движений к среде, перемещение тела в пространстве и времени, учитывая их особенности, обминки препятствия на пути к цели, но не может самостоятельно обеспечить полноценные действия с предметами. Уровень пространственного поля является ведущим во всех видах локомоций, манипуляциях частями тела, перемещениях вещей, движениях прицеливания, ударных и бросковых движениях подражания.

Уровень D (анатомически высшие отделы коры головного мозга) - это уровень предметного действия. Обеспечивает действия с предметами, решение смысловых задач. Функциональные возможности уровня предметной действия дают возможность влиять одними предметами на другие, учитывая их характеристики, и целенаправленно изменять среду. Активность на уровне предметной действия проявляется также в открытии новых аспектов смысла действия, в смысловой целесообразности цепи действий, в разнице в движениях правой и левой руками на основе асимметрии полушарий головного мозга.

Уровень Е (анатомически высокие отделы коры головного мозга) - это самый высокий уровень, он есть только у людей. Играет ведущую роль, руководя высшими символическими движениями, речью и письмом. Отвечает за создание мотива для моторного действия, осуществляя, при необходимости, его коррекцию. На высшем уровне сравниваются реальные движения с моделью желаемых. Этот уровень обеспечивает возможности устных и письменных речевых действий: меткость, гибкость, скорость создания соответствующего текста. Это уровень, на котором активность психики приобретает высокие возможности, где может быть наибольший выход за пределы конкретного пространства и времени и мышечные движения наиболее сложные, переведены во внутренний план.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология личности визуальная диагностика | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz