Образ семьи - Психология семейных отношений - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология семейных отношений

Образ семьи
Образ семьи
В последние годы появились исследования, касающиеся образа семьи, ребенка, мужчины и женщины, партнера и супруга (Ковалев С. В., 1988, 1989, Дружинин В. Н., 1996; Москвичева Н. Л., 1999; Шнейдер Л. Д., 2000, Ситников В. Л., 2001; Андреева Т. В., 1989, 1998, 2004).
В исследовании Н. Л. Москвичевой представлений студентов о семье изучались при помощи модифицированного варианта проективной методики незаконченных предложений (Москвичева Н. Л., 2000,2003). Респондентам предлагалось в свободной форме продолжить фразу «Семья для меня - это...» и указать возникающие при этом ассоциативные образы.

В результате автор выделила четыре основных типа представлений студенческой семьи :

теплый круг общения - интимные межличностные отношения и общение; любовь, взаимопонимание, принятие, эмоциональная поддержка (ассоциативные образы: «домашнее тепло»; «круглый стол», «изобилие», «мягкие кресла вокруг камина») - 40,4%

стабильный организм - естественный единый организм, целостный процесс жизнедеятельности, сообщество помогающих друг другу людей, связанных родством («дерево с корнями и кроной», «муравейник», «пчелиное гнездо») - 19,9%;

убежище - это убежище от трудностей внешнего мира («островок в бушующем море», «норка», «крепость») - 24,8%;

взаимная ответственность - (чистый лист бумаги, где фиксируются все позитивные и негативные события) - 14,1%.

Cреди многих аспектов семейных отношений студенты выделили ограниченный круг вопросов, касающихся преимущественно аффилиативных потребностей, потребностей в подтверждении ценности и значимости своего «Я», некоторых витальных потребностей и потребностей в чувстве безопасности. При этом практически не упоминались аспекты семейных отношений, связанные со стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию, удовлетворением индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, самореализации в детях и др.

Полученная картина отражает специфичность представлений о семье студентов, еще не имеющих опыта супружеской жизни.
Согласно полученным данным, женщинам более близок образ теплый круг общения убежище, а мужчинам - представление о семье как организме. Для экстерналов с высоким уровнем тревожности более характерно представление о семье как об убежище, а для интерналов с высокой тревожностью - как взаимной ответственности.

Исследования студенток Санкт-Петербургского университета и Балтийского института экологии, политики и права показали, что в возрасте 19- 21 года девушки ориентируются на эгалитарную модель брака - образ семьи в котором практически все хозяйственно-бытовые обязанности - покупка продуктов, стирка, приготовление пищи и т. д. - выполняются совместно. Из предложенных бытовых обязанностей девушки отводят будущему мужу ремонт дома. Студентки более старшего возраста (возраст обучающихся на заочном отделении, как правило, составляет 25-35 лет, многие из них замужем) склонны относить часть бытовых забот к чисто женской обязанности.
Категория: Психология семейных отношений | Добавил: manzark (14.07.2012)
Просмотров: 430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz