Особенности внимания продавца - Психология торговли - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология торговли

Особенности внимания продавца
Внимание и его роль в организации психических процессов. Особенности внимания продавца.
Понятие о внимании.
Окружающая среда постоянно влияет на органы чувств человека, однако не все раздражители оно отражает одинаково четко.

Увлеченный своей работой, работник не замечает, что вокруг него происходит, хотя на производственном участке кипит жизнь: суетятся люди, грохочут механизмы. Из того, что остается в поле его зрения, одно воспринимается отчетливо, а другое отступает на задний план и только по мере необходимости включается в зону ясного видения.

Сознание индивида не способна отразить все, что делается вокруг него, не может выяснить одновременно все вопросы сложной задачи. Для их четкого осознания требуется выделение отдельных предметов и явлений действительности и последовательное их отображения. Возможности ясного видения взрослого человека ограничиваются 4-6 объектами одновременно.
Поэтому она всегда направлена на то, внимательная к одним предметам и явлениям окружающей среды и невнимателен к другим. Функцию внимания можно сравнить с линзой, которая собирает в фокус солнечные лучи и зажигает дерево. Так и внимание собирает в фокус умственные силы человека и направляет их на решение проблем, стоящих перед ней.
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При невольной виду ваша психическая деятельность осуществляется как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, то пульсирующее, движущееся, необычное - это внешние факторы.

Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, - факторы внутренние.
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Она не является продуктом созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а потом и тех, которые относятся им самостоятельно.
Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности - это и формирование умственных действий контроля.
Произвольное внимание тесным образом связана с языком. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет - овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.
Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.

К. Д. Ушинский заметил, что внимание - это «та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и явился главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда появился увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.

К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. ее возникновения - важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания.
Внимание - не самое отображение, она не имеет своего предмета познания.Это не самостоятельный психический процесс, а скорее его необходимое условие, форма отдельной отображающей и продуктивной деятельности на разных уровнях сознания. Итак, внимание является формой организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивает их выразительное отражение.
Внимание всегда тесно связана с деятельностью человека, обеспечивает ее сознательный характер, а также ней стимулируется и регулируется.

Действовать - значит быть внимательным к объектам деятельности.
Природа внимания. Однако физиологический механизм внимания намного сложнее описан. Немалое значение здесь имеет и ретикулярная формация - сетевидного образования, усиливающее значимые сигналы, пропуская их в кору мозга, и тормозит другие. Это способствует отсеву стимулов, достигающие зоны четкого осознания. Более полное представление о динамике внимания дает возможность составить открытое И. П. Павловым явление, названное ячейкой оптимального возбуждения. Один значимый раздражитель или их комплекс вызывает по закону индукции нервных процессов торможения в смежных областях коры головного мозга. Объекты, импульсы которых доходят до зоны оптимального возбуждения, отражаются в сознании человека, а те объекты возбуждения, которые попадают в заторможенные участки коры, остаются без внимания.
Очаг оптимальной возбуждения является динамичным образованием взаимодействия родственных возбуждений средней интенсивности, наиболее способствует созданию нормальных условий для определенной деятельности. Изменение раздражителей, продолжалась их действие на одни и те же центры головного мозга вызывают перемещения ячейки на другие участки коры и изменение очертаний его формы, что согласуется с динамикой изменения содержания деятельности индивида.
Эта идея получила дальнейшее развитие - рассматриваемое, доминантой, т.е. господствующим очагом возбуждения. Он доказал, что эта ячейка относительно устойчив, он не только тормозит, но и подчиняет себе побочные импульсы, благодаря им усиливаясь и приобретая большей устойчивости. Известное явление, когда слабые звуки музыки, привычный шум в помещении иногда даже усиливают сосредоточения внимания на выполняемой работе, а их отсутствие тем отвлекает внимание от работы.
Возникновения господствующей доминанты побуждается актуальными проблемами, мотивами, интересами, а смена доминант предопределяется возникновением новых потребностей, сильных и значимых.

Однако понятие оптимального очага возбуждения, или доминанты, до конца не раскрывает механизмы внимания человека, в частности ее произвольный характер. Если физиологический механизм внимания состоит в концентрации возбуждения, вызванного объективными внешними или внутренними раздражителями, в определенных участках коры головного мозга (но при этом неизвестно, какой смысл за этим скрывается), то психологический механизм объясняет его через различные взаимосвязи человека с окружающей средой, через способность ставить перед собой цель, подчиняя ее достижению все свои возможности и действия, что дает возможность регулировать внимание.Руководствуясь определенными целями и мотивами, человек направляет внимание преимущественно на необходимые ей объекты, сосредотачивается на них, несмотря на препятствия, абстрагируется от того, что не связано с целью деятельности.
Виды внимания. В зависимости от активности человека и сопоставление внешних и внутренних условий возникновения внимание разделяют на непроизвольную, произвольную и после произвольную.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте вследствие его особенностей как раздражителя. Особенности раздражителей, благодаря которым привлекается внимание человека, отличаются большой силой, интенсивностью, контрастом, новизной, усилением или ослаблением, пространственными изменениями движения, внезапностью появления объекта. Произвольное внимание - это та, что сознательно направляется и регулируется личностью. Человек проявляет активность, ставит отдаленные цели и вынуждена произвольно концентрировать свое внимание на их достижении. Поэтому она должна стремиться, чтобы быть внимательным, особенно к тому, что сперва и непривлекательное, и неинтересное. Произвольное внимание связано с силой воли и способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Достижения цели трудовой деятельности требуется не только умение сосредоточиваться на ней, но и отворачиваться от побочных стимулов, преодолевать не только внешние, но и внутренние препятствия, распределять свои усилия на выполнении отдельных этапов работы, хотя они бывают и непривлекательными, контролировать этот процесс до конца. И чем более отдаленные цели и сложный путь ее достижения, менее привлекательна сама работа, тем больше требует она произвольного внимания. Сначала возникают трудности, но со временем человек углубляется и погружается в выполнение задачи, становится внимательным самопроизвольно, поскольку ее заинтересовывает само содержание деятельности. Это внимание называют вторичной невольной, или после произвольной. Такую увлеченность нередко можно заметить в деятельности специалистов, занятых творческой работой; инженеров-конструкторов, технологов-разработчиков, наладчиков, писателей, художников, архитекторов, исследователей и др.. Она имеет признаки как непроизвольной и не требует специальных волевых усилий, так и произвольных - остается целенаправленной и предсказуемой. Переход от произвольного внимания в после произвольную уменьшает напряженность деятельности за уменьшения потребности в расходовании усилий на сосредоточение в работе и поэтому повышает ее эффективность.

Свойства внимания. Переключение внимания - это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.
В возрасте 5-7 лет следуют развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задачи), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология торговли | Добавил: manzark (20.07.2012)
Просмотров: 437 | Теги: К. Д. Ушинский, Внимание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz