Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Тренинг

Стили обучения тренинга
Стили обучения для тренера
Каждый тренер имеет свои личностные особенности и склоняется к одному из ниже представленных стилей обучения.

Гуру (теоретик). Как правило, данный стиль обучения демонстрируют мужчины. На протяжении всего обучения такой тренер остается интересен и приятен. Он демонстрирует умение слушать и наиболее эффективен для проведения мотивирующих мероприятий («Bay-тренингов» - тренингов, направленных на закрепление положительной эмоциональной установки), тренингов командообразования, тренингов для адаптации новых сотрудников, а также тренингов продаж, разрешения конфликтов, стресс-менеджмента. Подходит для занятий с любой возрастной, тендерной и статусной группами.

Тренер - гуру харизматичен и индивидуален - от кончиков волос (при их наличии) до жестикуляции, которая присуща только ему.

Директор (прагматик). Жесткий, даже где-то авторитарный стиль: полное и безоговорочное подчинение тренеру группы. Крайне эффективен при обучении торгового персонала, когда необходимо в очень короткий срок добиться максимально возможного результата. Такой стиль применяется также, когда речь идет о работе тренеров в паре: в этом случае один из тренеров выступает в роли строгого учителя. Разумеется, не используются на тренингах с топ-персоналом.

Свой парень (деятель). Тренер-деятель - это антипод прагматику. Очарователен, как и теоретик, но эмоционально ближе к участникам. Как правило, это молодой, артистичный, оптимистичный тренер, вдохновляет участников на работу в группах. Этот стиль чрезвычайно эффективен при проведении тренингов продаж, стрессменеджмента, командообразования для персонала низшего и среднего звеньев.

Независимый эксперт (наблюдатель). Данный стиль обучения очень схож с прагматиком: тренер ведет себя достаточно четко и строго, но уровень эмоциональных отношений приближается к стилю деятеля. Тренер-наблюдатель направляет и оценивает. Этот стиль незаменим на тренингах командообразования, обучения разрешению конфликтов, управления, а также проведения многочасовых или многодневных деловых игр, когда необходима объективная оценка. Данный стиль универсален и может быть использован на тренингах с сотрудниками любого уровня.

Три составляющие характера тренера, которые позволяют ему быть эффективным в работе, какой бы стиль он ни выбрал:
■ постоянное развитие и совершенствование;
■ открытость и готовность помогать другим людям в достижении успеха;
■ удовольствие от общения с разными людьми, не только на тренинге.


Успешные тренеры всегда:
■ энергичны;
■ оптимистичны;
■ уважают себя и других.

Разумеется, тренер не должен преследовать «скрытых» целей проведения тренинга (под скрытыми целями я подразумеваю негативную или иную провокацию участников, то есть вызов раздражения у слушателей и последующую эмоциональную реакцию для достижения необходимого тренеру эффекта).

Правила поведения тренера
Существует несколько правил поведения тренера:

1. Необходимо приходить за 30 минут до начала работы для подготовки аудитории. Во-первых, участники могут прийти раньше назначенного времени, и важно, чтобы у них создалось положительное впечатление с первых минут, во-вторых, особенно это касается незнакомых помещений, могут случиться совершенно непрогнозируемые ситуации: ночью аудитория была затоплена, работники потеряли ключ от аудитории, электророзетки не работают на всем этаже, в соседнем здании начались ремонтные работы и, как минимум, на два квартала проводить мероприятия стало просто невозможно - таким образом, у вас будет время для принятия решения по выходу из сложившейся ситуации (нужно знать что делать в сложных ситуациях и принимать быстрые решения»).

2. Любой тренинг следует начинать в назначенное время. Этим тренер демонстрирует, что ценит время участников и свое время. Практические рекомендации о том, что делать с опоздавшими или систематически опаздывающими, подробнее представлены в разделе «Начало и первая часть».

3. Тренер должен быть предельно внимательным к каждому участнику (независимо от количества участников и темы занятия), то есть демонстрировать, что он открыт для разговора не только в аудитории, но и во время перерывов, на обеде, фуршете. Тренер не должен «закрываться» после занятия - уходить в себя, заниматься своими делами, полностью отдаляясь от слушателей. Иначе у них возникнет ощущение обмана - почему этот приятный улыбающийся человек в перерыве вдруг с хмурым видом взял чашку кофе и, отвернувшись, читает или звонит и т. д. 50 % контактов проходят как раз на перерывах. Необходимо всегда помнить, что перерыв - это время для отдыха участников, а вы на работе - каждую минуту.

4. Любая группа, как и ее участники, отличается от всех предыдущих. Не следует переносить наработанные вами техники, игры слепо - из группы в группу. Прежде чем предложить какое-либо упражнение, игру, теоретический блок, «прощупайте» группу.

5. Как только вы почувствуете, что достигли мастерства в проведении тренинга, рекомендую незамедлительно посетить тренинг для тренеров, конференцию, семинар для тренеров, изучить новую книгу о тренерстве, посетить собрание в клубе бизнес-тренеров, если есть возможность - поменять темы тренингов, обязательно заняться самоанализом. Дело в том, что «эффект потолка» и «звездная болезнь» - очень неприятные недуги, результатом которых могут быть различные негативные последствия, самое страшное из которых - потеря профессиональной репутации. О том, как поддержать свой профессиональный уровень, смотрите раздел «Тренер. Как создать гармоничный образ».

6.Если вам задали вопрос, на который вы не можете ответить, никогда не говорите «не знаю», тем самым вы распишетесь в своей несостоятельности и ваш авторитет пошатнется - это недопустимо для тренера. Конечно, все знать невозможно, но умение отвечать на любые вопросы - один из самых важных навыков тренера. Если вы не готовы ответить на заданный вопрос, попросите электронный адрес, для того чтобы, уточнив инфор-мацию, предоставить все необходимые сведения по почте.

7. Всегда руководствуйтесь «правилом трех»:

Правило трех для тренера:

Правило I
■ Любое мероприятие состоит из трех блоков: начало, основной блок, завершение.
■ Каждый блок состоит из трех частей.
■ Аудитория может быть мысленно разделена на три сектора - так вам будет удобнее держать внимание слушателей, попеременно обращаясь к участникам каждого из секторов.


Правило II
■ В усвоении материала участниками выделяют три фазы: «размораживание», «изменение», «замораживание».
■ Участники проявляют три вида активности, которые необходимо чередовать:
• познавательная: восприятие информации, анализ услышанного, работа с раздаточным материалом;
• коммуникативная: задавание вопросов, обмен мнениями, участие в презентациях, ролевых играх;
• физическая: выполнение упражнений, связанных с активными упражнениями («веревочные» курсы, игры на командообразование, задания, связанные на отработку слаженной работы в коллективе).
■ Участники нуждаются в трех перерывах при длительности
тренинга шесть и более часов.


Правило III
■ При постановке задач, объяснении задания необходимо придерживаться трех пунктов: цель - задачи - методы. При этом цель, которая представлена участникам, скорее всего, не совпадает с целью, к которой тренер стремится на самом деле. В задачи входит основная часть объяснения - какие шаги необходимо сделать участникам для достижения цели. В методы - что можно использовать, чего делать нельзя.
■ Слушатели имеют возможность задать только три уточняющих вопроса.
■ При обсуждении качества выполнения задания могут быть затронуты не более трех негативных сторон: необходимо привести пример, как можно выйти из подобных рассматриваемым ситуаций - из собственной практики или опыта заранее назначенных экспертов.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Тренинг | Добавил: manzark (01.08.2012)
Просмотров: 1358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz