Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Военная психология

Психология личности военнослужащего

Психология личности военнослужащего. Общая характеристика личности .

Проблема личности в курсе психологии является одним из центральных. Формирование и диагностика личности военнослужащего, определение наиболее эффективных направлений воспитательного воздействия на нее невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее формирования, развития и самосовершенствования. Вместе личность является предметом исследования многих других дисциплин - философии, социологии, педагогики, этики, биологии и т.д., но ее внутренний психический мир исследует только психология.

В психологической науке не существует обще устоявшегося определения природы личности. Выделяют два этапа научного изучения проблемы личности: первый - с конца XIX до середины XX века, второй начался во второй половине XX в. На первом этапе были сформулированы фундаментальные положения о личности, заложены основные направления психологических исследований личности, а на втором - продолжение обоснования методологических и теоретических проблем психологии личности.


Основные теории личности в иностранной психологии
В иностранной психологической науке существуют основные теории личности В. Джеймса (1842-1910), В. Дильтая (1833-1911) и Э. Шпрангер (1882-1963) 3. Фрейда (1856-1939); К.Г. Юнга (1875-1961); К. Горни (1885-1952), А. Адлера (1870-1937), Е. Фромма (1900-1980), Е. Эрик-сона (1902-1994); К. Роджерса (1902 -1987), Г. Олпорт (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970), Е. Дюркгейма (1858-1917), П. Жане (1859-1947), В. Франкла (1905-1997). Кратко охарактеризуем их взгляды относительно сущности личности.

Теория личности В. Джеймса. Выдающийся американский психолог изучал личность в пределах собственной концепции сознания, центральным понятием которой является «поток сознания». По его мнению, в самосознании можно выделить два аспекта - «эмпирическое Я» и «чистое Я», или, соответственно, объект (то, что познается) и субъект (то, что познает).
«Эмпирическое Я», на его взгляд, представляет личность человека как общую сумму всего того, что она может назвать своим. Анализ личности в этом аспекте должна содержать:

а) составные элементы: физическая, социальная и духовная личность;
б) чувства и эмоции, вызываемые этими элементами;
в) действия, вызванные этими элементами.

Физическая личность состоит из телесной организации, одежды, отца и матери, жены и детей. Она также включает «домашнюю жилище», собственность человека, продукты ее деятельности и т.д. Социальная личность человека обусловлена принадлежностью человека к человеческому роду и признанием этого другими людьми. Духовная личность объединяет состояния сознания, конкретные духовные способности и качества человека. Эти три уровня личности составляют ее иерархию: на низшем уровне находится физическая личность, вверху духовная, а различные виды материальных и социальных личностей - между ними.

Чувства и эмоции характеризуют личность со стороны ее самооценки. Основные виды такой самооценки: самодовольство и недовольство собой. Характеристика личности включает также, по его мнению, забота о себе и самосохранения.
«Чистый Я» - это субъект, который мыслит, дух, душа, мышление, сами мысли.
Теория личности Вильгельма Дильтая и Эдуарда Шпрамера. Эти два автора являются учредителями «описательной психологии», которая была противопоставлена «без личностной психологии». Согласно В. Дильтаем, психику человека нельзя изучать экспериментальными методами, а можно только понимать. Поэтому задачей психологии является раскрытие смыслового, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека. Продолжатель Дильтая Э. Шпрангер считал, что такая психология должна базироваться на следующих принципах:

а) психическое развивается по психическому;
б) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действий
сности жизни »;
в) причины развития личности и ее структура зависят от
духовных ценностей общества.

В связи с этим главное в личности - это ее ценностная ориентация, которая представляет собой духовное начало и определяет мировоззрения. Э. Шпрангер выделил шесть типов познания мира, шесть «форм жизни» и соответствующих им типов человека:

1) теоретический (тянется к познанию закономерностей мира, взаимоотношений между людьми);
2) экономические (ищет пользу в познании);
3) эстетический (воспринимает окружающую среду в гармонии или дисгармонии, пытается познать мир через эстетические впечатления);
4) социальная (пытается найти себя в другом человеке, жить ради других);
5) политический (стремится к административной власти, который отвечает его высшим духовным требованиям и ценностям;
6) религиозный (пытается найти смысл жизни, начала всех начал жизни, высшее духовное силу - Бога).

Личность в фройдизлии и неофрейдизм. Существенный вклад в изучение личности человека был осуществлен Зигмундом Фрейдом, который выделял две основные врожденные инстинктивные потребности человека, определяющие его психическую деятельность. Это либидозна (инстинкт самосохранения, стремление к жизни, любовь и сексуальное влечение) и агрессивная (влечение к разрушению, смерти, войны) потребности. Удовлетворение этих потребностей сталкивается с сопротивлением со стороны общества, поэтому они выжимаются и создают сферу «бессознательного». Однако инстинктивные потребности все же прорываются и проявляются в форме символов.
Соответственно, по 3. Фрейдом, структуру личности образуют три основных компонента:

- «Оно» (вытеснены бессознательные инстинкты);
- «Я» (подчиняется как бессознательным инстинктам, так и нормам и требованиям действительности);
- «Сверх-Я» (совокупность моральных норм общества, которые выполняют роль цензора).

«Я» находится в конфликте, поскольку требования «Оно» и «Сверх-Я» несу-местные.
Теория личности 3. Фрейда является биологическая. Но нас интересуют позитивные аспекты его теории. Это положение о сложности и многоплановости структуры личности, природу сознательного и бессознательного в поведении личности.
Недостатки теории личности 3. Фрейда пытались преодолеть, среди психологов, которых особо следует выделить К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Горни, Э. Фромма, Э. Эриксона.

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог, основатель аналитической психологии - отмежевался от взглядов 3. Фрейда на пансексуализм как на главную движущую силу поведения человека. По Юнгу, психика человека состоит из трех уровней: сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Последний уровень играет в структуре личности решающую роль и образуется из следов памяти, которые остаются от всего прошлого человечества, и влияет на личность, определяет ее поведение с момента рождения. Коллективное сознательное образуется из различных уровней, которые определяются общечеловеческой, национальной и расовой наследием, и проявляется в виде архетипов - доминант, первородных образов, которые проявляются в образах творчества, в сновидениях.
Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших некогда сознательными, но потом стали забытыми или вытесненными из сознания. При определенных условиях они становятся осознанными. Основными формами проявления личного бессознательного является констелляция чувств, мыслей и воспоминаний. Центральным архетипом как потенциального центра личности у него есть архетип самости.
Он создал два основных типа личности: интроверта (направленность человека на себя) и экстраверта (направленность человека на внешний мир). У него существуют также дополнительные типы личности - интуитивный, мыслительных и эмоциональный. Тип личности, за ним, зависит от ее врожденных свойств.

Альфред Адлер - основатель индивидуальной психологии - выступал против биологизаторских взглядов относительно природы личности 3. Фрейда. По А. Адлеру, основное в человеке - общественное чувство или чувство общности, а не врожденные инстинкты. По его, противоположную Фрейда теории, мнению, структура личности не может быть расчленена на три составляющие - она едина. Движущей силой развития личности выступает ее тягу к превосходству, стремление власти, самоутверждения. Общественное чувство обеспечивает человеку чувство превосходства, формирует целостность личности и ее здоровье. Но Адлер взаимосвязь между индивидом и обществом подал в упрощенной, чрезмерно механистической форме.
Карен Горни также отрицала основные положения теории личности Фрейда. Суть человека она видела в врожденном чувстве беспокойства, которое порождает желание забыть его. По ее мнению, это желание лежит в основе мотивации поступков человека. В связи с этим ею руководят две главные тенденции: стремление к безопасности и к удовлетворению своих желаний. Эти тенденции поведения часто противоречат друг другу, и тогда может возникнуть невротический конфликт, попытки, преодолеть который формирует стратегию поведения личности:

- Влечение к людям;
- Попытка отдалиться от них;
- Стремление действовать против них.

Эти стратегии поведения выступают, с одной стороны, предпосылкой «изначального конфликта», а с другой - защитными механизмами. Последние возникают как реакция на страх и проявляются в виде побега, наркотизации, подавления или рационализации. Эти приемы психического защиты порождают четыре «великие неврозы» нашего времени:

- Невроз привязанности;
- Невроз власти;
- Невроз покорности;
- Невроз изоляции.

Но у нее, как и у Адлера, остались нерешенными основные противоречия фрейдизма, а именно: антагонизм природного и социального, фатальность существования врожденного влечения к безопасности.
Эрих Фромм подал наиболее «социализированы» вариант неофрейдизма относительно природы личности в своей теории отчуждения. Теорию отчуждения человека Карла Маркса он в общественно-экономическом плане распространил на психическую деятельность личности. По его мнению, человек в условиях научно-технической революции теряет связи с миром, с другими людьми, с товарищами по труду, учебе. Таким образом, возникает отчуждение человека. Фромм называет «негативной свободой», т.е. человек становится «свободным от всего» и поэтому отчужденным. Это состояние ее угнетает и порождает неврозы. Она страдает под бременем свободы, она не хочет быть «свободным», ищет разнообразных контактов с окружающими. Но это не всегда удается. Поэтому люди становятся одинокими.
Для преодоления отчужденности он предлагает прививать людям гуманистические принципы, в основе которых лежит чувство любви. Потребность в любви имеет два типа - любовь к себе и любовь к другим людям и проблемы психологии. Следовательно, по мнению Фромма, отчуждение губит человека, порождает неврозы, а любовь способствует ее оздоровлению. Но он смог преодолеть фатализм в поведении человека и подменил социальные явления психологическими.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Военная психология | Добавил: manzark (03.05.2012)
Просмотров: 864 | Теги: Психология личности военнослужащего | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz